Коллектив Российско-китайского камерного оркестра и Российско-китайского хора в минувший четверг, 2 ноября 2023 года, готовился к концерту в рамках XIV Международного фестиваля камерного исполнительства “Серебряная лира”, когда стало известно о кончине выдающего российского дирижера Юрия Хатуевича Темирканова.
Об этом трагическом известии зрителям сообщили перед началом концертной программы, и весь зал встал, отдавая дань уважения ушедшему маэстро…
И это выступление оркестра оказалось посвящено памяти народного артиста СССР, художественного руководителя Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича Юрия Темирканова.
Он лично знал практически всех российских участников российско-китайского музыкального коллектива, в том числе Олесю Тертычную (флейта) и Илью Козлова (скрипка) которые совсем юными пришли в оркестр Темирканова и не пропустили ни одной его программы.
Одним из участников концерта памяти маэстро был известный скрипач и дирижер Михаил Гантварг — давний друг Темирканова и первый концертмейстер его оркестра, начавший сотрудничество с ним еще в молодости.
“Очень трудно подобрать слова, потому что сознание отказывается верить, что больше нет Юрия Хатуевича,
— говорит Михаил Гантварг.
— Я более 40 лет был с ним в дружбе. И хотя мы не так часто виделись, внутреннее общение, по крайней мере, мое с ним, всегда присутствовало в моей жизни. Будучи совсем еще молодым человеком, он пригласил меня работать в оркестр филармонии. И хотя у меня в то время были и другие заманчивые предложения, я не смог устоять перед обаянием и харизмой Юрия Хатуевича”.
“Дирижер вообще профессия непростая, главный дирижер – очень тяжелая профессия. Ты постоянно должен общаться с большим количеством людей, и не просто людей, а музыкантов. У всех свое видение, свои проблемы, надежды и чаяния. Юрий Хатуевич был необыкновенно успешен в своих контактах с людьми. Его обожали во всех оркестрах мира, где он работал”,
– подчеркивает Михаил Гантварг.
По его словам, Юрий Темирканов оставил после себя выдающиеся образцы исполнения музыкальных произведений, которые навсегда останутся в коллекции шедевров высокого искусства.
“Мы все очень любили Юрия Хатуевича. И мы осиротели. Осиротело искусство Санкт-Петербурга, России, мира. Это невосполнимая утрата. Но творчество Юрия Темирканова запечатлено и телевидением, и аудиозаписями. Не останется только личного обаяния, непосредственности и моцартовского, я бы сказал, отношения к жизни, которое присутствовало у Юрия Хатуевича Темирканова”,
— сказал Гантварг.
Владислав Краев, “Российская газета”