Рахманиновский зал консерватории на один вечер превратился в «Музей звуковых фигур».
Так назвал свой новый проект Пётр Айду – известный теоретик, практик и пиар-агент исторического исполнительства. Слегка ироничное название напоминает о Музее мадам Тюссо.
Но от лица минувших эпох здесь выступают не молчаливые восковые скульптуры, а сочинения великих композиторов прошлого, звучащие согласно всем принципам аутентизма.
Петр Айду на протяжении многих лет собирает редкие инструменты. В этом году решил продемонстрировать свой арсенал в действии. Идея воплотилась в серии концертов-экспозиций, тематически разделенных по странам.
«Это же игра слов имеется виду, что здесь собраны разные инструменты, стили, объединенные одной темой, – в данном случае, немецкая культура, немецкая музыка»,
– говорит музыкант Петр Айду.
Перед тем, как начать исполнение, музыканты представляют свои инструменты. Басовая лютня – теорба, средневековый прототип волынки – дудельзак и, дословно, – «скрипка для ноги»: виола-да-гамба. Именно для таких инструментов писали свою музыку Бетховен и Бах.
Клавикорд – один из самых популярных инструментов времени Иоганна Себастьяна Баха. Великий композитор написал для него много произведений, правда, услышать их вживую довольно сложно: у клавикорда нет никаких приспособлений, усаливающих звук, так что играет он в несколько раз тише, чем рояль или клавесин.
Чтобы зрители услышали сонату Баха, музыканту приходится исполнять ее на клавикорде, стоя спиной к залу. В музее звуковых фигур произведения знаменитых композиторов чередуются с сочинениями тех, кто прославился отнюдь не в музыкальном мире. Трио ми-мажор знаменитого сказочника Гофмана и даже романс Фридриха Ницше, написанный на немецкий вариант стихотворения Пушкина.
«Это произведение, которое вместе с другими пьесами подарил Ницше на свадьбу Герцену. Это такой свадебный венок на его бракосочетание – в том числе, романс на стихи Пушкина»,
– рассказывает музыкант Григорий Кротенко.
Живая музыкальная выставка, продлившаяся всего несколько часов, прошла с аншлагом. Камерный рахманиновский зал с трудом смог вместить всех желающих услышать старинную музыку в ее первозданном звучании.