Специальная версия мультимедийного электроакустического фестиваля «Биомеханика» пройдет с 8 по 10 июня 2023 года.
Концерты, инсталляция, импровизационный сет и беседы с участниками. Художественные руководители – композиторы Николай Попов и Александр Хубеев.
В рамках «Биомеханики» состоятся мировые премьеры – сочинение Петра Айду для дисклавира и произведение Александра Хубеева для голоса, света и электроники, а также впервые в России будут исполнены сочинения Бригитты Мунтендорф, Игоря С. Силвы и Пьера Жодловски.
Сквозная тема концертов — то, как в современном мире сочетаются реальное и виртуальное. Разные медиумы — видео, электронные звуки и свет — стирают грань между происходящим на самом деле и цифровыми симуляциями.
Электроакустическая музыка — направление современной композиции, связанное с созданием и/или преобразованием звука с помощью компьютера. За основу могут браться звуки инструментов (оркестровых, этнических, электронных, объектов, сконструированных инженерами и авторами), голосов и окружающей среды.
Принципы электроакустической композиции используются и в других видах музыки (электронной, компьютерной, мультимедиа), в дизайне и саунд-арте. В ней предлагается соединение реального и виртуального, естественного и искусственного, человеческого и машинного.
Александр Хубеев: «Молодых композиторов любят в России, как нигде больше»
Программа
8 июня
- Матьяж Веттль (1987) «Ноктюрн» для четырех исполнителей
- Игорь С. Силва (1989) «My Empty Hands» для ударного ансамбля, электроники и видео
- Симон Леффлер (1981) «b» для трех исполнителей
- Николай Попов (1986) «ARTRA» для миди ударных, электроники и видео
- Михаэль Байль (1963) «Key Jane» для пианиста, электроники и видео
- Бригитта Мунтендорф (1982) «Public Privacy #6… bright no more» для голоса, электроники и видео
- Янг Сонг (1988) «Phoenix Eye, Dragon Eye» для виолончели, электроники и видео
- Пьер Жодловски (1971) «Mad Max» для перкуссиониста, электроники, видео и света (РП)
9 июня
- Петр Айду «Микропластик» для дисклавира (МП)
- Дмитрий Шубин Импровизационный сет
10 июня
- Сергей Майнгардт «TRANSFLEISCH» для ансамбля, электроники и видео
- Александр Хубеев (1986) «Нет» для голоса, света и электроники (МП)
- Янис Кириакидес (1969) «Караоке этюды» для ансамбля, электроники и видео
- Сара Немцов (1980) «Journal» для ансамбля и электроники (баритон-саксофон, баян, виолончель, тромбон, миди клавиатура)
- Мирела Ивичевич (1980) «CASE BLACK» для ансамбля и электроники (флейта (пикколо, бас), бас–кларнет, ударные, электрогитара, скрипка, виолончель)
- Бригитта Мунтендорф (1982) «Keep quiet and dance» для скрипки, виолончели, кларнета, голоса, электроники и видео (РП)
- Игорь С. Силва (1989) «Smart-alienation» для ансамбля, электроники и видео (РП)
За час до каждого концерта будут проходить разговоры со зрителями Биомеханика.talks; модераторы — композитор Ольга Бочихина и журналист Ирина Севастьянова.
Все дни фестиваля в фойе Электротеатра – интерактивная инсталляция Николая Попова и Алексея Наджарова.
Подробнее о программе можно узнать на сайте Электротеатра.
Биомеханика — фестиваль электроакустической и мультимедийной музыки, в основе которого – произведения российских и зарубежных авторов, созданные за последние 20 лет. Многие из пьес исполняются в России впервые.
Электроакустика и мультимедиа – активно развивающиеся области музыки, напрямую связанные с разработками и использованием различных компьютерных технологий.
Если еще в начале XX века композиторы писали в основном для стандартных музыкальных инструментов, то современные авторы часто создают свои, абсолютно уникальные объекты и устройства. «Биомеханика» представляет поле таких экспериментов: со старыми настольными лампами, как в «Ноктюрне» Маттьяжа Веттля, с неоновыми светильниками в пьесе “b” у Симона Лёффлера или со светом и тенью, как в сочинении Александра Хубеева «Нет». В «Mad Max» Пьера Жодловски инструменты снабжены специальными датчиками, переводящими движения музыкантов в звуки.
Сочинения построены на взаимодействии нескольких медиумов: звуков разной природы, перформативных элементов (движений и жестов исполнителей), света, видео, дополненной реальности. Видео как важный элемент сочинения композиторы создают сами или вместе с видеохудожниками. В «ARTRA» Николая Попова визуальный ряд создал художник Тодор Пожарев, в пьесе Михаэля Байля «Key Jane» видео снимается прямо во время исполнения. В произведении Жодловски экраном для проекций становится большой барабан.
Фестиваль организован Центром электроакустической музыки (ЦЭАМ) – подразделением Московской консерватории, образованным в 2006 году и развивающимся в творческом, научном, образовательном и просветительском векторах. Центром руководит Николай Попов. ЦЭАМ организует фестивали, конференции, концерты, выставки, спектакли, перформансы, а также экспериментирует с просветительскими форматами. На базе ЦЭАМа функционирует ансамбль CEAM Artists, в репертуаре которого представлены электроакустические и мультимедийные сочинения ведущих российских и зарубежных композиторов.
В 2022 «Биомеханика» стала лауреатом московской Арт-Премии.
О создателях «Биомеханики»:
Николай Попов — один ведущих российских авторов в области электроакустики и мультимедиа; многие его сочинения созданы в коллаборации с медиахудожниками. Работает в музыкальном и драматическом театрах, кино, пишет для ансамблей и оркестров, занимается импровизацией. Опера Николая Попова «Curiosity» (Электротеатр Станиславский) была номинирована на «Золотую Маску»-2023.
Александр Хубеев — композитор, руководитель Международной академии молодых композиторов в Чайковском и Композиторских курсов фестиваля reMusik.org. Пишет преимущественно для ансамблей или солистов. Многие сочинения построены на взаимодействии музыкантов с преобразованными инструментами или звучащими объектами. Произведения исполняются на фестивалях новой музыки по всему миру.
Пресс-служба фестиваля