Каждый вечер на театральных и концертных площадках города кого-то вызывают на бис: Воронеж впервые принимает такое количество исполнителей мировой величины.
С таксистами – об искусстве
Несмотря на сезон отпусков, было продано свыше 15 тысяч билетов. Художественные выставки, которые продлятся до конца месяца, уже посетило около трех тысяч человек.
Сбылась мечта организаторов: фестивалем “жил” весь областной центр. Афиши, флаги и плакаты с цитатами из Платонова вытеснили с улиц символику 425-летия Воронежа. Подготовка ко Дню города несколько смазала впечатление от праздника культуры: сетка на исторических зданиях, разрытые дороги, внушительные пробки. Но с неудобствами легко мирились и ко всему привыкшие воронежцы, и гости фестиваля.
“Перед отелем красуется инсталляция на платоновскую тему – яма, кучки песка и штабеля тротуарной плитки, не хватает только таблички: “Котлован. По А. П. Платонову”,
– подметила литературовед, член-корреспондент РАН Наталья Корниенко. А актер Нового Рижского театра Гундарс Аболиньш рассказал, что о фестивале с ним заговаривали даже таксисты:
“Это верный показатель – в Риме с ними можно поболтать о футболе, в Вене – о музыке. А здесь мы сели в машину у набережной, и водитель, по акценту опознав прибалтов, сразу спросил: “На фестиваль?” Всю дорогу мы мило беседовали об искусстве. Часто подобные форумы не становятся событием для жителей, а у вас ощущение праздника – в воздухе.
Наибольшим “спросом” с самого начала пользовались раскрученные имена и коллективы: скрипачи Гидон Кремер, Виктор Третьяков и Наталья Лихопой, альтист Юрий Башмет, пианист Фредерик Кемпф, театр-студия Олега Табакова и Театр наций, в спектакле которого заняты Евгений и Мария Мироновы. Но в итоге и постановки провинциальных российских театров, и концерт “недосягаемо элитарного” в понимании многих воронежцев квартета имени Бородина собрали полные залы. Выключать телефоны перед началом действия любители прекрасного еще учатся – тем, пожалуй, ценнее их “браво!” в конце.
Понять непонятное
Музыкальные программы составлялись с оглядкой на Платонова. Звуковой фон начала XX века передали Шостакович и Прокофьев, Рахманинов и Стравинский, Гершвин и Вольф, Хиндемит и Брух. Было заметно, что “сумбур вместо музыки” воспринимался подчас как обязательное обременение к тем излюбленным моментам, когда зрителя награждают за бурные рукоплескания “Венгерским танцем” Брамса или пронизанными юмором сочинениями Канчели.
Но, как признался известный скрипач в спектакле-исповеди “Быть Гидоном Кремером”, эти настроения типичны для любой публики.
Организаторы постарались вовлечь в фестивальную жизнь и районы области. В Рамони на открытой площадке выступил виолончелист Давид Герингас (сотни безбилетников слушали музыку, прильнув к ограде, и их впустили внутрь), в Новохоперск отправился молодежный симфонический оркестр воронежской филармонии.
Мастер-классами в Воронеже порадовали учащихся музыкального колледжа и начинающих танцовщиков – основатель труппы “Киев модерн-балет” Раду Поклитару познакомил их с азами авангардной хореографии.
“На постсоветском пространстве современный танец включают в программы училищ разве что в виде факультатива. А нужен полноценный курс! Мы отстаем от Европы, выпуская зажатых “инвалидов” с точки зрения прогрессивной хореографии. Для них улыбнуться на сцене – табу! (В постановках Раду танцоры смеются, но кричат и выделывают акробатические трюки. – “РГ”) Не надо бояться, что публика не примет художественный эксперимент. Если все подобрано правильно – музыка, свет, движения и костюмы, – это не может не понравиться”,
– убеждал Поклитару.
На выступлении “Киев модерн-балета” так и вышло. Конечно, не все однозначно оценили сочетание музыки Баха с народными песнями в “Дожде” и “драки с раздеваниями” в “Болеро” по Равелю. А после “Неподвижных пассажиров” французского режиссера-кукольника Филиппа Жанти половина зрителей вышла озадаченной: вроде бы и красиво, и технично, и на притчу смахивает – а к чему ведет спектакль, какой глубокий замысел объединяет его туманные фрагменты?
“Сюжет бы им какой-нибудь хороший. Достоевского, допустим”,
– не выдержала одна из таких жертв Жанти. Было, впрочем, и немало восторженных отзывов. Хотя – без аргументов. Актеры труппы тоже не смогли объяснить идею спектакля. По их словам, режиссер набрасывает стартовые образы и поощряет импровизацию.
Бренд или знамя?
Как бы то ни было, лишний раз осознать свое бессилие перед произведением искусства – полезно. К этому располагает и “корявый”, кого-то шокирующий язык прозы Платонова.
Обращение к писателю-земляку как бренду для Воронежской области ново и показательно. До сих пор мы предпочитали ассоциировать себя с поэтом Алексеем Кольцовым, которого окружающая Россия почти не знает. В дополнение к его “степной” лирике напрашивалось что-то фольклорное, традиционное. Попытка через интерес к Платонову развернуться к современному, необычному и сложному достойна уважения. Что выйдет – поглядим.
“Когда фестиваль начался, вдруг подумалось: через две недели надо будет уже готовиться к следующему году, планировать мероприятия на три-пять лет вперед. А сил-то уже нет…
– признался руководитель и движитель творческого марафона Михаил Бычков.
“Но, раз уж мы заявили, что Платоновский фестиваль будет каждый год, надо держать слово. И планку. Наметки есть. Как в Стратфорде-на-Эйвоне поставили всего Шекспира, так и мы бы хотели со временем поставить всего Платонова. Обязательно расширим литературную программу – нужны книжные ярмарки, встречи с писателями… “Привязка” к Платонову не должна нас смущать и ограничивать – связь, как правило, не прямая. Он наше знамя, а за ним – бесконечность.