Новый сезон для труппы Мариинского театра обещает стать насыщенным и рекордным на события.
Впервые концерты и спектакли будут проходить на семи площадках: исторической сцене, Мариинке – 2 и Концертном зале.
В течение каждого месяца свидетелями концертно-театральных событий будут десятки тысяч слушателей. Особое место в репертуарной политике театра будет уделено культурно-просветительским программам для детей и юношества.
По сложившейся традиции коллектив маэстро Валерия Гергиева продолжит свою интенсивную гастрольную деятельность в ряде российских регионов, а также за рубежом.
2015 год пройдет под знаком П. И. Чайковского. Неслучайно проведение очередного XV международного конкурса им. Чайковского в Москве и Санкт-Петербурге. Кроме того, запланирована новая постановка оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама», а также концертные выступления симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева на родине композитора в Воткинске.
В течение сезона в Санкт-Петербурге продолжится серия фестивалей, среди которых: «Лики современного пианизма», «Масленица», фестиваль балета «Мариинский», и, конечно же, масштабный летний марафон «Звезды белых ночей».
****************
Одним из кульминационных событий открытия нового сезона Концертного зала Мариинского театра стало исполнение Военного реквиема Бенджамина Бриттена для солистов, смешанных хоров и двух оркестров. Оно было приурочено к 100-летию с начала Первой мировой войны.
Эпохальное сочинение английского мастера отражает трагическую страницу летописи XX столетия. «Военный реквием» обращен ко всему человечеству. Напомню, что произведение было написано Бенджамином Бриттеном специально по случаю освящения Собора Святого Михаила в Ковентри в мае 1962 года. Жители этого города в военные годы пережили чудовищную немецкую бомбардировку, во время которой Ковентри был почти полностью разрушен.
Литературная основа сочинения – заупокойная латинская месса, а также стихотворения британского поэта Уилфреда Оуэна, пережившего ужасы войны.
Партитура требует колоссального состава исполнителей: большой симфонический оркестр, смешанный хор и сопрано (приглашенная солистка Оксана Дыка) – олицетворение литургической сферы; камерный состав оркестра, расположенный по правому периметру сцены и двое солистов (тенор Александр Тимченко и баритон Владислав Сулимский) – бремя драматического контекста. Это, собственно и есть зеркало войны, повествование о которой дополнялось поэтическими строками Уилфреда Оуэна.
Третий пласт – небесный мир. Звучание органа и ангельских голосов (детский хор телевидения и радио Санкт-Петербурга), певших за сценой амфитеатра зала, усиливало пространственный эффект восприятия.
Валерий Гергиев серьезно подошел к исполнению сложнейшей партитуры «Военного реквиема», донеся до слушателя тревогу, боль и отчаяние, выраженные в гениальной музыке Бенджамина Бриттена.
В 2014 году во всем мире отмечают 150-летие со дня рождения Рихарда Штрауса.
В афише петербургского театра представлены многие оперные сочинения немецкого композитора, среди которых: «Ариадна на Наксосе», «Электра», «Женщина без тени». Оркестр Мариинского театра часто включает в программы своих выступлений симфонические произведения Р. Штрауса.
1 октября в исполнении солистов, хора и оркестра театра под управлением Валерия Гергиева прозвучало концертное исполнение одноактной драмы Р. Штрауса «Саломея».
Трагический контекст сочинения остро воспринимался в акустике Концертного зала Мариинки.
Партию главной героини мастерски спела Млада Худолей, в роли Ирода – блистательный Андрей Попов (его роскошный тембр голоса, актерская харизма просто не могли не восхищать!), образ Иродиады ярко воплотила Лариса Гоголевская, ну а Иоканаана – приглашенный немецкий бас-баритон Михаэль Купфер, уже запомнившийся петербургской публике своим участием в спектаклях вагнеровского «Кольца нибелунга» на мариинской сцене.
Оркестр Мариинского театра в тот вечер отличала благородная сдержанность и предельное погружение в драматургию сочинения. Загробное холодное звучание медных символизировало бренность человеческого существования, ощущение фатальной неизбежности.
Изобретательную оркестровку оперы отличала череда звуковых инсталляций и яркая тембровая палитра красок, что было особенно заметно в финальном Волшебном танце Саломеи. Валерий Гергиев взял непривычно быстрый темп, тем самым как бы вовлекаясь в безудержный водоворот экстатического ритуального танца.
Оркестр мгновенно черпал неиссякаемый источник энергии импульсивного маэстро, выкладываясь по максимуму и в техническом, и в художественном планах. Не исключено, что подобный эффект интерпретационного воплощения штраусовского полотна испытают на себе и японские слушатели. 17 октября Валерий Гергиев продирижирует «Саломею» Р. Штрауса на легендарной сцене токийского Сантори-холла.
Гастроли Мариинского театра в Японии стартуют 8 октября. Прославленную петербургскую труппу услышат жители крупных центров Страны восходящего солнца: Мацудо, Кумамото, Фукуока, Осака, Исикава, Токио, Нагоя и Сайтама.
Виктор Александров, Санкт-Петербург, ClassicalMusicNews.ru