Совместный концерт учеников Академии театра Ла Скала, Академии бельканто Миреллы Френи, артистов Молодёжной оперной программы Большого театра, с участием Марии Гулегиной, Андреа Каре и Габриэле Вивиани состоялся 9 ноября 2014 г. на Новой сцене Большого театра.
Задумывался концерт поначалу в честь полувековой годовщины первых в истории обменных гастролей театров Ла Скала и Большого, состоявшихся в 1964 году. Тогда, да и по сей день, выступление того театра Ла Скала в Москве воспринималось как колоссальная сенсация.
В Москву привезли «Богему» и «Турандот» Пуччини, «Севильского цирюльника» Россини, «Лючию ди Ламмермур» Доницетти, «Реквием» Верди и роскошный концерт в Большом зале консерватории. Те, кто сумел тогда всеми правдами и неправдами попасть на спектакли или хотя бы на репетиции, помнят это до сих пор. Тогда мы вживе услышали легендарных вокалистов: Биргит Нильссон, Фьоренцу Коссото, Леонтину Прайс, Ренату Скотто, Джульетту Симионату, Маргариту Гульельми, Габриеллу Туччи, Николая Гяурова, Руджеро Раймонди, Бруно Преведи, совсем молодого Лучано Паваротти, спевшего в концерте Песенку Герцога из «Риголетто» Верди. За дирижёрским пультом стояли Герберт фон Караян, Джанкарло Гавадзени.
Почему-то по инициативе итальянской стороны привязка этого концерта к столь значимому событию исчезла, и он формально стал просто одним из совместных концертов. Но всё равно привкус праздника ещё остался – даже у тех, кто знает о гастролях 1964 года из устных легенд. Это настроение поддержала Мирелла Френи, участница трех первых гастролей, которая по состоянию здоровья приехать не смогла и прислала трогательное письмо (см. ниже).
Главный груз ответственности за этот концерт лёг на плечи молодых – и певцов, и дирижёра. Надо отдать должное, что молодёжь с этой ответственностью в основном справилась. Новый молодой музыкальный руководитель Большого театра Туган Сохиев в начале первого отделения блестяще исполнил увертюру к опере Моцарта «Свадьба Фигаро». В начале второго отделения без пережима, с хорошим вкусом прозвучал Симфонический антракт «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии». Великолепен Сохиев был и в аккомпанементе. Ему пришлось иметь дело с большим числом арий и дуэтов разного стиля: от Моцарта до веризма.
Первой пела турецкое сопрано Айше Шенер из Академии бельканто Миреллы Френи. Это было наименее удачное выступление в концерте. Имея красивый голос, она примерно треть арии Фьордилиджи из I акта оперы Моцарта «Cosi fan tutti» пела неточно интонируя.
Академия бельканто была представлена также баритоном Фелиппе Оливейрой (ария Дона Бартоло из I акта «Севильского цирюльника» Россини) и тенором Маттео Липпи (ария Пинкертона из III акта «Мадам Баттерфляй» Пуччини), которые выступили не в пример удачнее.
Сильную и ровную команду выставила Академия Ла Скала. Обладательница свободно льющегося серебристого сопрано Кьяра Изоттон исполнила каватину Леоноры из I акта «Трубадура» Верди и арию Манон из IV акта «Манон Леско» Пуччини. Наиболее ярким среди молодых гостей был южнокорейский тенор Сеун Мун из Академии Ла Скала. Если в дуэте Джильды и Герцога из 1 акта «Риголетто» в паре с Софией Мчедлишвили ещё могло показаться, что ему немного не хватает свободы на верхах, то в арии Рудольфа из I акта «Богемы» Пуччини его мягкий, красивый тенор прямо завораживал.
Как и ожидалось, большинство певцов итальянской школы продемонстрировали стабильно хороший профессиональный уровень.
Выступление артистов и выпускников Молодёжной оперной программы Большого театра, руководимой Дмитрием Вдовиным, стало приятным сюрпризом. Российские вокалисты не только не уступали певцам итальянской школы, но временами и превосходили их. Так, артист Программы тенор Богдан Волков очень хорошо исполнил уж такую запетую арию Ленского «Куда, куда вы удалились?…» из «Евгения Онегина».
Прекрасно получился дуэт артиста Молодёжной программы тенора Арсения Яковлева и её недавнего выпускника солиста Большого театра Андрея Жилиховского – обладателя замечательного баритона, которым он прекрасно владеет. В их исполнении прозвучал дуэт Рудольфа и Марселя из IV акта пуччиниевской «Богемы».
Хорошо прозвучал дуэт Водемона и Иоланты из одноимённой оперы П. Чайковского в исполнении приглашённой из Новосибирска сопрано Ирины Чуриловой и тенора из Большого театра Олега Долгова.
Великолепно провела сцену Любаши «Нет, быть не может!» из I акта «Царской невесты» Н. Римского-Корсакова солистка Большого театра меццо-сопрано Агунда Кулаева.
Украсили концерт молодёжи и несколько звёзд мировой оперной сцены. Баритон Габриэле Вивиани спел арию Ренато из II акта «Бала-маскарада» Верди и монолог Жерара из III акта «Андре Шенье» Джордано.
Тенор Андреа Каре знаком московским меломаном по не очень успешному дебюту в «Доне Карлосе», поставленном недавно в Большом театре. В концерте он выступил намного удачнее. Он исполнил арию Каварадосси из III акта «Тоски» и Плач Федерико из II акта оперы Чилеа «Арлезианка».
Подлинным триумфом обернулось участие в концерте несравненной Марии Гулегиной, много выступавшей на сцене Ла Скала и поющей сейчас в Большом театре в новой постановке «Дон Карлоса» Верди. Одним своим выходом на сцену Гулегина взорвала зал и затмила других звёзд уже одной своей величавой осанкой и победительной поступью. Её харизма (и мастерство, кстати, тоже) скрыла небольшие огрехи вокала, вроде нехватки дыхания в самом последнем номере и иногда низов.
Гулегина появилась на сцене Большого театра в своей коронной партии – любящей, ревнивой, страстной Тоски из одноимённой оперы Пуччини. Сначала прозвучал дуэт Тоски и Каварадосси из I акта с А. Каре. А следом – ария Тоски из II акта. Здесь Гулегина была превосходна и безукоризненна. Очень интересно – и драматически, и вокально – спела она и арию Лизы из III акта «Пиковой дамы» П. Чайковского. Здесь её героиня всё ещё, вопреки очевидности, страстно верит в невиновность Германа. А ведь и в жизни часто любят не за что, а вопреки. Гулегина с Вивиани закончили программу большим и трудным дуэтом Леоноры и графа Ди Луны из IV акта «Трубадура».
Завершился концерт шквалом аплодисментов, многочисленными возгласами «браво» и нескончаемыми овациям зала: сначала в адрес дуэта, а потом всех участников концерта. В конце концов я перестал считать, сколько раз все выходили на поклон.
Несмотря на то, что официальное посвящение пятидесятилетнему юбилею первых обменных гастролей Ла Скала и Большого театра было снято с афиши, – и в зале, и на сцене витал дух дружбы и доброжелательности, не угасший за полвека и подхваченный новым поколением этих театров.
Владимир Ойвин
Письмо Миреллы Френи участникам концерта
«Я очень сожалею, что не могу быть сейчас с вами в этом чудеснейшем театре, таком дорогом моему сердцу. Я обещаю, что вернусь в Москву в самое ближайшее время, потому что любовь, которую русский народ демонстрирует мне всякий раз, когда я приезжаю, трогает меня до глубины души. Я отвечаю на неё неизменной взаимностью.
Исключительно проблемы личного характера, связанные со здоровьем, заставили меня отменить визит в Москву. Если бы не запрет врача, я была бы сейчас вместе с вами.
Как вы знаете, всё началось в 1964 году, когда Большой театр и Ла Скала совершили первые обменные гастроли. И это событие оказалось столь важным и эпохальным, что было принято решение проводить такие гастроли между нашими театрами каждые десять лет. Я очень хочу верить, что мне ещё представится возможность вернуться в Большой театр, и хочу поблагодарить вас за честь, которую вы мне оказали, снова пригласив в Москву. Ещё раз выражаю свои искренние сожаления о том, что не могу взойти с вами на эту волшебную сцену – сцену Большого театра.
Следующая встреча. которая засвидетельствует мою любовь к вашему городу и театру, произойдёт здесь, в Модене, в театре имени Лучано Паваротти, где 11 апреля 2015 года выступят артисты Академии бельканто и Молодёжной оперной программы Большого театра, которых я лично приглашаю принять участие в этом концерте.
С самыми сердечными и тёплыми пожеланиями –
Мирелла Френи»