Полтора десятка лет назад это была роль верховной жрицы друидов по имени Норма в одноимённой опере Винченцо Беллини, одной из трёх опер, которые, по словам Марии Гулегиной, дались ей кровью.
Ещё две – это «Аида» и «Травиата». И по её же словам, именно Норму она была бы готова петь до конца дней, если бы судьба жестоко ограничила её одной или двумя ролями в мировом театре.
Именно с «Нормой» в концертном исполнении Гулегина вышла на сцену Зала имени Чайковского с оркестром и солистами «Геликон-оперы» через несколько дней после церемонии «Лиги Maestri».
Уже несколько десятилетий вершины итальянского бельканто для русских голосов недоступны, разве что Елена Образцова и Мария Гулегина поднялись на эти вершины. Услышать «Норму» в России – большая удача, а в исполнении Гулегиной – мечта почти несбыточная. И для многих таковой останется. Певица заявила, что это исполнение – последнее.
Её первая Норма была в 2000-м, спустя месяц после рождения сына. Дебют был громким – с маэстро Мути в Ла Скала. После этого Норму Гулегиной услышали и в Севилье, и в Метрополитен-опере, и в «Геликоне». В то, что это последнее исполнение, в зале верить не хотят.
«Вы знаете, я не верю Марии Агасовне»,
– признался худрук театра «Геликон-опера», народный артист России Дмитрий Бертман.
«Она певица в силе, в здоровье, в форме. Поэтому я думаю, что от сегодняшнего исполнения будет зависеть – если сегодня это будет успешно, то завтра она ее опять захочет спеть».
Этот вечер практически для всех стоящих на сцене оказался особенным. Если Гулегина с «Нормой» прощается, то бас Михаил Гужов – знакомится, это его первое исполнение партии Оровезо. У дирижера Константина Хватынца тоже дебют в этой опере, да и вообще к Беллини он так близко не подходил.
«Беллини я не дирижировал, потому что бельканто вообще в России нечасто исполняется, потому что это должен быть очень высокий класс вокала. Все держится на вокале, собственно говоря. Оркестр выполняет функцию аккомпанемента»,
– прокомментировал дирижер.
Главная партия в этой опере всегда дается примадонне. Должен быть и голос-магнит, и техника виртуозная, и певица, от силы которой мурашки по коже. Так что есть надежда, что Мария Гулегина передумает прощаться с Нормой.