• Skip to content
  • Skip to secondary menu
  • Skip to primary sidebar
  • Skip to secondary sidebar
  • Skip to footer

ClassicalMusicNews.Ru

Новости академической музыки

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей
Главная » Репортажи » Настоящую нежность не спутаешь ни с чем

Настоящую нежность не спутаешь ни с чем

06.02.2019 2 комментария

Михаилу Плетневу с его Российским национальным оркестром музицировалось естественно и даже по-домашнему. Фото - пресс-служба РНО
Михаилу Плетневу с его Российским национальным оркестром музицировалось естественно и даже по-домашнему. Фото – пресс-служба РНО

Михаил Плетнев сыграл два концерта, громких своей негромкостью.

«Теперь все играют на рояле хорошо»,

– эти слова Антона Рубинштейна, конечно, сказанные с усмешкой (смысл: ремесленников много – артистов мало), почему-то неизменно вспоминаются на фортепианных вечерах Михаила Плетнева.

Очевидно, от противного: слушая такую точную и простую (в высшем смысле этого слова) игру, определенно не впадешь в иронию. Не то что НЕ ВСЕ играют так хорошо – у кого еще найдешь это сочетание совершенства исполнения с атмосферой строгости, чистоты, доверительности?

В этом отношении каждая рояльная программа Михаила Васильевича – на вес золота. А ведь было время, лет шесть, когда мы оказались этого лишены – то ли музыканта не устраивало качество сегодняшних роялей, то ли он, со свойственным ему демонстративным отсутствием пафоса, говорил: знаете, неохота…

К счастью, уже почти шесть лет – вновь «охота». Да как: сыграны главные фортепианные концерты Чайковского, Рахманинова, Равеля, многие сольные программы…

На днях, 29 и 30 января, в Филармонии-2, расположенной на юго-западе Москвы, Михаил Васильевич, опять-таки со своей вызывающей простотой, явил публике принципиально антиблокбастерную программу – фа минорный концерт Баха и до минорный – Моцарта. Музыку, в которой не громкость и виртуозность, а чистота звука, стиля, помыслов – определяющее условие исполнения.

Здесь важно все – и то, что Филармония-2, а не парадный зал имени Чайковского. И то, что две одинаковые программы подряд – чтобы побольше публики их послушало, ну и, предполагаю, чтобы перфекционист Плетнев во второй вечер смог устранить те микроскопические, ему одному заметные зазубринки, которые, возможно, прокрадутся в первое исполнение.

На разогреве за пульт Российского национального оркестра встал дирижер Константин Хватынец. «Итальянская сюита» Стравинского и 35-я симфония Моцарта прозвучали аккуратно, но несколько бескровно. Моцарт лишился своей полетности, а Стравинский – русской удали, которая и в этом неоклассическом сочинении, конечно, есть и должна проступать сквозь классические внешние контуры мотивов XVIII века.

Все переменилось во втором отделении, когда к роялю, пюпитр которого стал и дирижерским пультом, вышел Плетнев. Фа минорный концерт Баха частенько относят к репертуару 8-летних пианистов: технических сложностей никаких, зато музыка такая, будто ее ангел напел. Только у современных младенцев она редко звучит убедительно: слишком искушены, чтобы их устами глаголила истина.

Плетнев вернул ей сногсшибательную простоту. Может быть, даже чересчур облегчил фразы и закруглил их ну совсем Рафаэлевым штрихом.

А во второй части, непринужденно играя одной рукой, а другой облокотившись о рояль и показывая темп, улетел в совершенно бесплотное пианиссимо – в то время как эту вдохновенную песню без слов все же, мне кажется, хочется именно петь, а не шептать. Но ведь слушал же зал! И слышал – музыкант заставил аудиторию затаить дыхание…

Точно так же, будто со старинной акварели, глянул на нас плетневский Моцарт. В звуке, показалось мне, была даже какая-то сверх-моцартовская, чуть ли не шопеновская нежность. В каденции первой части – ни малейшего намека на бравуру, а наоборот, возврат к графике баховских инвенций. Притом – никакой стилистической пестроты, тем более фальши. Великие ведь универсальны, и в Моцарте есть предчувствие Шопена, как в Бахе – предвосхищение Моцарта, что помог почувствовать Плетнев.

А как тепло, по-семейному им с оркестром музицировалось! Похоже, сказалась и особая рассадка, когда первые пульты скрипок расположились так близко к роялю, что вполне можно было вообразить их подыгрывающими пианисту какой-нибудь голос на клавиатуре.

Разумеется, до такого не дошло: точность текста священна, но случись подобное, мне кажется, это не выглядело бы панибратством в атмосфере настоящей дружественности.

И, разумеется, бис – Экспромт соль-бемоль мажор Шуберта. То же почти теряющееся вдали пианиссимо. Но неожиданный «курсив» и «жирный шрифт» в кадансах. И огромная темповая свобода, иногда до полной остановки в главных цезурах этой маленькой, но стоящей многих симфоний музыкальной поэмы.

Сергей Бирюков, Труд

Почитайте еще:
В Бресте завершился фестиваль "Январские музыкальные вечера"
Классика в чистом виде
Под взбитыми сливками из Штрауса
Волгоградский симфонический оркестр открыл 25-й сезон
Вселенная Бетховена
Палитра контрастов. На концертах Musikfest Berlin
Гала-концерт звезд российской оперы прошел в аргентинской Мендосе
В Большом зале консерватории начался фестиваль «Опера априори»
В Большом театре состоялся международный органный гала-концерт
Ансамбль Росгвардии с аншлагом выступил во Франции
Мемориальный музей Скрябина отметил столетие
В Москве выступила шведская оперная певица Анн Халленберг

Раздел: Репортажи Метки: Михаил Плетнев

Ежедневная рассылка

Подпишитесь на наш ежедневный дайджест! Каждое утро вы будете первыми узнавать о самых интересных новостях музыкального мира!

Reader Interactions

Комментарии

  1. лев гинзбург говорит

    07.02.2019 at 12:37

    Спасибо Сереженька! Как всегда очень точно и ясно передан смысл этого концерта Плетнева и то, что отличает его (как и нескольких вершинных пианистов) от тех, что как и все, умеет хорошо играть на рояле. Это было колдовство.

    Ответить
  2. лариса говорит

    08.02.2019 at 02:39

    А запись хотя бы нигде нельзя послушать?!!!

    Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Основной сайдбар

Знаменательные даты

Наталия Бессмертнова в заглавной партии в балете "Жизель"

Вспоминая Наталию Бессмертнову

Вспоминает премьер Большого театра Михаил Лавровский, который на протяжении двадцати лет был партнером балерины. Их дуэт с Наталией Бессмертновой в «Жизели» стал легендарной страницей в истории мирового балета.

Александр Чайковский

Александр Чайковский отмечает 70-летие

70-летие отмечает сегодня народный артист России - композитор и педагог Александр Чайковский. Он сочетает в своем творчестве новейшие тенденции с великими традициями классики. Ему подвластны все жанры - от оперы и балета до оперетты и мюзикла, от оратории и симфонии до музыки к кино. Сочинения Чайковского звучат в крупнейших залах…

Оскар Фельцман

Оскар Фельцман родился 95 лет назад

Патриарх отечественной музыки Оскар Фельцман родился 95 лет назад. Оскар Фельцман автор многих популярных эстрадных песен, музыки для кино и мультфильмов. Он известен и как создатель серьёзной классической музыки, в том числе для камерных и симфонических оркестров. В 1950-е в театрах шли постановки на музыку маэстро «Воздушный замок», «Суворочка», «Шумит Средиземное…

Владимир Атлантов

День рождения Владимира Атлантова

Имя Владимира Атлантова ставят в один ряд с лучшими тенорами мира – Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Хосе Каррерасом.

Instagram

Больше фотографий!
Подпишитесь на наш Instagram!

Это интересно:


Последние новости

Марина Леонова

Ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова отмечает юбилей

18.02.2019

Марина Леонова, ректор Московской государственной академии хореграфии, 18 февраля 2019 года отмечает юбилей.

Поступление в Московскую консерваторию

18.02.2019

Глава из книги Юрия Елагина “Укрощение искусств”.

"Ростом не вышел". Иллюстрация - арт-агентство "Премьер"

Вокалист не виноват?

18.02.2019

Татарский оперный театр расторгает контракт из-за «маленького» роста певца.

Музыкальная гостиная МАМТа

Почему опера? О дискуссии в Театре Станиславского

18.02.2019

Кто главный в опере, режиссер или дирижер? Может ли опера быть несерьезной? И вообще, почему опера? Этой парой слов и знаком вопроса озаглавили всю встречу теоретиков и практиков оперного театра в Музыкальной гостиной театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. 

Большой зал Московской консерватории, концерт ко 100-летию капеллы. Фото - Александр Гребешков

От Капеллы – Капелле

17.02.2019

В сезоне 2018/2019 Государственная академическая капелла России имени А. А. Юрлова отмечает 100-летие своей официальной истории. Мы попросили артистов хора поделиться своими впечатлениями о работе в Капелле.

Патриция Копачинская в зале Чайковского © Московская филармония

Высокий сезон крупных форм

17.02.2019

В Москве произошло скопление ведущих российских оркестров.

Международный музыкальный фестиваль "Зимние грёзы" в Большом зале Московской консерватории проходит уже в третий раз

Моцарт. Пушкин. Грёзы. Праздник музыки в Московской консерватории

17.02.2019

Международный музыкальный фестиваль “Зимние грёзы” в Большом зале Московской консерватории проходит уже в третий раз.

Второй сайдбар



Популярное

Footer

  • Новости
    • Поток новостей
  • События
    • Анонсы
    • Репортажи
  • Интервью
  • Публикации
    • Знаменательные даты
    • Страницы календаря Андрея Тихомирова
    • Юмор и курьезы
    • Индустрия звукозаписи
    • Ссылки
    • Исаак Стерн
    • Колонка Александра Курмачева
  • Видео
    • Сумерки богов
  • Тесты
  • Спецпроекты
    • XVI Международный конкурс имени Чайковского
    • Всероссийский музыкальный конкурс
    • “Вселенная – Светланов!” – текстовый онлайн
    • Конкурс имени Евгения Светланова
    • Grand piano competition
      • Grand piano competition текстовый онлайн
    • Конкурс пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко
    • XV Международный конкурс имени Чайковского
  • О нас
    • E-mail рассылки
    • Бриф для пиарщиков
    • Рекламодателям
    • Как связаться с ClassicalMusicNews.Ru
    • Правила размещения и использования материалов и информации
    • О персональных данных пользователей

Материалы по датам

Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728  

Наши друзья

  • "Форум Чайковского"
  • DoubleReed.Ru
  • Конкурс имени Чайковского - спецпроект
  • ChamberMusic.Ru
  • Cello.Ru
  • Валторнист Игорь Лифановский
  • Фестиваль Василия Ладюка "Опера Live"

Темы

XV Международный конкурс имени Чайковского Александр Сладковский Александр Титель Анна Нетребко БСО им. Чайковского Большой театр Борис Березовский Вадим Репин Валерий Гергиев Владимир Мединский Владимир Спиваков Владимир Урин Владимир Федосеев Владимир Юровский ГАСО им. Светланова Галина Вишневская Геннадий Рождественский Денис Мацуев Дмитрий Бертман Дмитрий Хворостовский Дмитрий Черняков Дмитрий Шостакович Елена Образцова Конкурс имени Чайковского Ла Скала МАМТ Мариинский театр Михаил Плетнев Московская консерватория Московская филармония Московский Пасхальный фестиваль Московский музыкальный театр "Геликон-опера" Мстислав Ростропович НОВАТ Оркестр Мариинского театра Пермский театр оперы и балета Петр Ильич Чайковский Пласидо Доминго РНО Сергей Прокофьев Театр "Новая Опера" Теодор Курентзис Туган Сохиев Юрий Башмет Юрий Темирканов

Технология Copyright © 2006-2018, ClassicalMusicNews.Ru. Все права удерживаются.