Последний концерт прошел в Большом зале Московской консерватории. Вместе с оркестром выступил легендарный израильский скрипач, альтист и дирижер Шломо Минц. За дирижерским пультом — Сергей Смбатян.
В ходе трех концертов Мальтийский филармонический оркестр под руководством дирижера Сергея Смбатяна представил произведения мальтийских, русских и европейских композиторов. С оркестром выступили и известные солисты — скрипачи Рей Чэн, Шломо Минц, пианист Алесандро Таверна.
Открылся заключительный концерт «Праздничной увертюрой» для симфонического оркестра мальтийского композитора Кристофера Муската. Произведение современного автора, которого на родине почитают как «молодого композитора с выдающимися талантами» (The Sunday Times) и «абсолютной оригинальностью» (The Malta Independent), безусловно стало украшением концерта.
Чувствовалось, что для оркестра эта музыка знакома — увертюра прозвучало живо и бойко, подчеркнув, с одной стороны, торжественность обстановки и одновременно радостное настроение музыки средиземноморского острова.
Исполнявшийся следом концерт Seascapes для скрипки с оркестром американо-мальтийского композитора Алексея Шора продолжил морскую тематику. Шор — один из самых популярных композиторов острова Мальты, его имя хорошо известно в Европе и в России, его музыку исполняют самые знаменитые солисты, а слушатели оставляют благодарные отзывы.
Произведения Алексея Шора очень мелодичны и образны, этот композитор умеет облечь свои картины в такую музыкальную форму, которая корректно считывается солистами и публикой. Концерт для скрипки с оркестром Seascapes не стал исключением. Как сказал сам композитор: «Это концерт, в котором я передал свои ощущения от морской стихии. Концерт состоит из четырех частей, каждая из которых имеет свое название, и я надеюсь, что каждый зритель сможет представить себе какой-то конкретный морской образ».
Представить эти образы было несложно, особенно когда на сцене — прославленный скрипач с огромнейшим опытом исполнения самых виртуозных произведений — израильский музыкант Шломо Минц. Концерт для скрипки с оркестром начался с лиричной вступительной части «Заброшенный маяк». Повторяющаяся щемящая мелодия как будто передавала воспоминания старого маяка, который повидал многое, а теперь корабли обходят его берег стороной.
Ностальгию первой части сменила спокойная мелодия «Одинокого паруса» — партия скрипки неторопливо и мягко выписывала картину ровной морской глади, по поверхности которой бесшумно скользит парусник. Он идет по своему курсу — уверенно и ровно, зная, что ждет его впереди. Как и заброшенный маяк, парусник одинок в огромной морской пустыне, но не страдает от этого, а наоборот, наслаждается своим одиночеством, любуясь безмолвием моря и окружающего пространства.
Шломо Минц, чьи игра отличается четкой выверенностью и вниманием к деталям, казалось бы, не водил смычком, а рисовал кистью, аккуратно и четко выводя ею каждую ноту. Его сольная партия звучала безукоризненно. В третьей части «Собирается буря» светлый романтический пейзаж с изящным парусником на горизонте стал контрастным.
В лиричную умиротворенную мелодию прорвались звуки тревоги и волнительного предчувствия. Солнце скрылось и в море упали первые капли дождя. Солирующий инструмент сменил зазвучал беспокойно и суетливо, на место безмятежности пришло ощущение необратимости разгула стихии.
Свое развитие тема бури получила в четвертой части «Летний град», в которой непогода окончательно разыгралась в виртуозных пассажах Шломо Минца.
Стоит заметить, что в «Морских пейзажах», как и во всей музыке Шора, несмотря на одиночество маяка и бурю — нет трагедии. Композитор, погружая слушателя в разные эмоциональные ситуации, показывает самые яркие и светлые стороны этих состояний. Даже летний град — явление, редкое для этого периода — вызывает у автора не ужас, а восторг перед игрой и фантазией природы.
Завершилось первое отделение концерта великолепным исполнением «Фантазий на тему из оперы Н. Римского-Корсакова „Золотой петушок“» американского автора российского происхождения Ефрема Цимбалиста. Выдающийся композитор и скрипач Ефрем Цимбалист был выпускником Петербургской консерватории в те времена, когда там еще работал Римский-Корсаков.
В 1911 году он эмигрировал в США, где его музыкальная карьера стала развиваться самым стремительным образом. Скрипач много гастролировал, и свой концертный репертуар дополнял собственными произведениями, среди которых — фантазии на темы из известных опер, в частности «Золотой петушок». Обращение к последней опере Н. Римского-Корсакова стало своего рода данью памяти и уважения великого русскому композитору.
В своей фантазии автор, используя основные мотивы оперы (тему Петушка, арию Шемаханской царицы и пр.), создает яркую, динамичную концертную пьесу, в краткой форме разворачивая перед слушателями события известной сказки. Шломо Минц исполнил «Фантазии» очень эмоционально, но при этом легко и чисто, продемонстрировав лучшие качества, которыми выделяется его игра: виртуозную технику и чистый звук.
Во втором отделении мальтийский оркестр исполнил одно из самых популярных произведений концертного репертуара классической музыки — Симфонию № 9 А. Дворжака — патетическое произведение, написанное композитором в самом расцвете его карьеры.
Как известно, у симфонии есть подзаголовок «Из нового света», она написана во время пребывания композитора в Америке. В ней чешский классик отобразил свой восторг перед народной музыкальной культурой этой страны и свою тоску по родине. Сочинение Дворжака, в котором торжественные фанфарные призывы валторн перемежаются с романтической линией струнных, стало красивым завершением гастролей мальтийского оркестра в России.
В последнем концерте, программа которого затронула творчество мальтийских композиторов, сочинения русскоязычных авторов и обращение к музыке с американского континента, стало своеобразным кругосветным путешествием по музыкальной мировой культуре.
Дженнет Арльт