В Москве начались гастроли Мальтийского филармонического оркестра: концертная программа состоит из лучших произведений русских, европейских и прежде всего мальтийских композиторов.
21 ноября 2019 в музыкальном зале Зарядье с оркестром выступил мальтийский тенор Джозеф Каллея, и концерт получил множество восторженных отзывов среди зрителей. Также в рамках Тура выступят итальянский пианист Алессандро Таверна (25 ноября) и израильский скрипач Шломо Минц (27 ноября).
Второй концерт в рамках тура состоялся 23 ноября в Светлановском зале Дома музыки. В программе, кроме известных сочинений П. И. Чайковского и К. Сен-Санса, были исполнены произведения мальтийских композиторов Кристофера Муската и Алексея Шора.
Дирижер Сергей Смбатян только в сентябре официально вступил в должность главного дирижера Мальтийского филармонического оркестра, однако, чувствует себя вполне уверенно: с МФО он сотрудничает уже давно. Открывшая концерт «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра К. Муската прозвучала парадно и живо, тут же выстроив нужную атмосферу радости и праздника.
Вслед за этим на сцену вышел Рэй Чен — скрипач, который привлек к себе внимание общественности после победы в конкурсах Королевы Елизаветы и Иегуди Менухина и с тех пор — частый гость в России.
Тайванец по происхождению, он вырос в Австралии, учился в США. В этот вечер в его руках была скрипка Страдивари Joachim 1715 года. Рэй Чен исполнил Концерт для скрипки с оркестром «Фантазмы» Алексея Шора — современного американо-мальтийского автора.
Алексей Шор — пример удивительной композиторской карьеры. Уроженец Украины, в подростковом возрасте он переехал в Москву, а в 1991 году покинул Россию. Будучи математиком по образованию и роду деятельности, музыкой будущий композитор занимался только для собственного удовольствия, пока его друг альтист Дэвид Аарон Карпентер не уговорил представить свои произведения на суд публики.
Сегодня Алексей Шор — один из самых востребованных современных композиторов. Его музыка понятна и узнаваема. Опираясь на традиции русских классиков, он берет из них самые светлые и радостные ноты.
В Концерте для скрипки с оркестром Алексея Шора Рэй Чен в полной мере передал все замыслы автора. В первой части «Танец граций» зрители услышали торжественные хороводные мотивы, которые легко воссоздали образы прекрасных танцующих нимф. Вторая часть — медленная и лиричная «Элегия», с нежными и задумчивыми мелодиями, которые выразительно выводила скрипка Рей Чена. В ней звучали щемящие ностальгические чувства, но без тоскливой безысходности.
В третьей части лирическое настроение сменилось радостью и весельем, в ней были слышны и русская плясовая, и цыганские мотивы. Рэй Чен исполнил свою партию с присущей ему харизмой и задором, заигрывая со зрителем и пританцовывая, что наглядно демонстрировало легкий и солнечный характер музыкального произведения.
В финале первого отделения также прозвучала «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Камиля Сен-Санса. Благодарные слушатели настолько вдохновились выступлением музыкантов, что дважды вызывали скрипача на бис. В ответ Рэй Чен исполнил свои вариации на народные австралийские песни и Caprice No. 21 Н. Паганини.
Безусловно, программа концерта 23 ноября была составлена самым наилучшим образом. Услышав новые произведения, которые не вызвали никакой сложности восприятия даже у той публики, кто нечасто посещает концерты классической музыки, (все-таки сочинение Алексея Шора обладает тем солнечным и праздничным настроением, которое легко передается залу), гости концерта с удовольствием восприняли и его вторую часть.
Пятая симфония П. И. Чайковского — одно из самых знаменитых сочинений русского классика. Темы судьбы и рока, задуманные автором, были вполне убедительно раскрыты как в мощной первой части, так и в проникновенном соло валторны во второй.
Дженнет Арльт