В России любят сразу и навсегда. Особенно пианистов. И особенно лауреатов конкурса Чайковского.
После присуждения четвертой премии и специального приза Ассоциации музыкальных критиков в 2015 году француза Дебарга постигла та же участь, что американца Вана Клиберна и англичанина Фредерика Кемпфа: всенародная любовь русских слушателей (большинство из которых – слушательницы), граничащая с обожанием.
После конкурса имени Чайковского у Дебарга много концертов, он играет в Европе и США, Японии, Китае и Южной Корее, но больше всего выступлений, по его словам, у него именно в России. Концерт пианиста в зале Воронежской филармонии в рамках Платоновского фестиваля состоялся 5 июня 2017 года и собрал полный зал.
Накануне Дебарг встретился со своими поклонниками в зале Воронежской специальной музыкальной школы (колледжа). Во время встречи Люка рассказал, что очень тщательно выбирает программу, потому что чувствует себя ответственным за то, что делает. Всегда волнуется перед выходом на сцену и пытается сконцентрироваться.
Для Платоновского фестиваля пианист выбрал две сонаты Шуберта – № 13 ля мажор и № 14 ля минор и сонату Шимановского № 2 ля мажор. Шуберт в его исполнении оставил неоднозначное впечатление.
С одной стороны, очень своеобразная трактовка (местами медленный темп, резкая динамика, сверхчувственное рубато). С другой – предельное обнажение эмоций, временами погружающее слушателя в почти экстатическое состояние. За эти откровения (а кто знает, как играть Шуберта?) можно простить и странное рубато, и некоторые технические огрехи в исполнении.
Соната Шимановского (тоже в тональности «ля») показалась более подходящей пианисту по темпераменту. Страстная, порывистая, угловатая, она стала оборотной стороной шубертовской высокой простоты и смирения.
Дебарг производит впечатление человека внешне спокойного, но при этом живущего бурной внутренней жизнью. Эта двойственность проявляется в исполнении. Неожиданная от двадцати шестилетнего пианиста мудрость и способность выразить в своем прочтении текста послание, зашифрованное композитором, сочетается с какой-то детской трогательностью и беззащитностью.
На встрече в колледже на Никитинской Дебарг признался, что любит Достоевского. В этом если не ключ к пониманию характера пианиста, то уж точно неслучайное совпадение.
Если продолжить параллели с Достоевским, игра Дебарга производит похожий эффект: как и проза великого русского писателя, она отталкивает и притягивает одновременно. Во всяком случае – точно не оставляет равнодушными ни восторженных поклонников, ни скептиков.
А больше всего свободным и настоящим он показался в трёх бисах: двух чудесных сонатах-экзерсисах Скарлатти и собственной джазовой импровизации.
После Платоновского в Воронеже Люка Дебарг отправится в Липецк на Международный фестиваль современной музыки имени Тихона Хренникова, где исполнит ту же программу.
Елена Фомина, culturavrn.ru