Четверть века творческая судьба заслуженного артиста России Николая Коновалова связана с Челябинским театром оперы и балета.
Когда начинающий певец был принят в труппу театра, то вскоре стал участником новой постановки. Это была опера Доницетти “Любовный напиток”, в которой Николай Коновалов исполнил главную партию – Неморино.
В афише нового сезона этот спектакль появился вновь. Наряду с молодыми солистами, которые вводятся в постановку, зрителей снова ждет встреча с любимцем челябинской публики, мастером оперной сцены Николаем Коноваловым.
Крестьянский парень Неморино из небольшой итальянской деревушки без памяти влюблен в свою односельчанку Адину. С тех пор, как более полутора столетий назад Доницетти вдохнул в своего героя жизнь, к нему присматриваются, мечтают и дерзают исполнить все тенора мира.
Взять вершину, а партию Неморино относят к таковым, непросто. Сложная по тесситуре, она уготовила певцам еще одно испытание: 49 минут чистого пения. Ровно столько, как подсчитано, длится этот вокальный марафон. И это в опере всего из 2-х действий. Рассчитать силы, дойти свежим и живым до финала требует немалой выносливости.
К своему Неморино Николай Коновалов присматривался еще в Новосибирске. Но спеть впервые посчастливилось на челябинской сцене, когда 25 лет назад спектакль поставил режиссер Георгий Миллер. Отметить творческий юбилей такой партией, по мнению артиста, значит испытать себя вновь.
“Это, конечно, испытание, это стремление проверить свои силы. Это вершина теноровая, к которой надо стремиться”,
– считает Николай Коновалов. Галина Зайцева, художественный руководитель оперной труппы, отмечает:
“Удивительная музыка. Это же Доницетти, эпоха “belkanto”. Как раз Беллини, Доницетти – создатели этой прекрасной музыки. Это классика, старые школы вокальные – итальянская, русская. Забывать их нельзя”.
Такой спектакль, как “Любовный напиток”, в репертуаре необходим, чтобы не забыть традиции. Их хранителями в театре и являются исполнители среднего и старшего поколения, которые прошли через музыку Россини, Верди, Доницетти. Когда спектакль решили восстановить, его мизансцены были воссозданы и благодаря Николаю Коновалову.
“Это заслуженный артист России, человек, который ведет репертуар. Глазков, Калачев и Коновалов: эта троица – ведущие мастера, и они занимают ведущее место”,
– говорит Галина Зайцева.
Более 30 работ на челябинской оперной сцене, практически все ведущие партии лирического тенора: граф Альмавива, Ленский, Рудольф, Альфред. И каждый из них на свой лад – все об одном. О чем мечтает и, в конечном счете, добивается Неморино.
Как и положено в опере, участниками любовной истории становятся двое. Партию героини Адины в возобновленном спектакле исполняет Елена Роткина. Для молодой солистки это первая большая работа, поэтому было решено ввести дебютантку в паре с опытным партнером.
Второй дебютант спектакля – Леонид Кучумов, исполняющий партию Белькоре. Яркая, буффонадная роль дает возможность показать сценически интересный образ. Но в вокальном отношении, признается певец, партия сложная. Итальянская музыка вообще подразумевает хорошее владение голосом.
“В любой арии Неморино, Адины, Белькоре присутствует вокальная техника, типичная для итальянской школы. Надо все уметь выпевать”,
– объясняет Леонид Кучумов, солист оперы.
Появление Белькоре, пришедшего в деревню набрать молодых рекрутов, создает предпосылки любовной интриги. Интрига реальная добавляет молодому исполнителю настроения. Впервые в одном спектакле Леонид Кучумов практически на равных выступает со своим педагогом Николаем Коноваловым.
“Теперь по роли, я могу на него и голос повысить. Это смешно и непривычно”,
– улыбается Леонид Кучумов. А по жизни, добавляет, у такого мастера сцены еще можно долго учиться:
“У Николая Павловича брать можно многое. Постоянно смотришь на своего преподавателя и находишь для себя что-то новое, интересное – находки, необычные моменты на сцене”.
Адик Абдурахманов, дирижер спектакля, заслуженный артист России, считает:
“Николай Коновалов из тех певцов, о который можно сказать, что он хороший музыкант. Таким качеством обладают не все певцы даже с очень хорошими голосами. Хочется пожелать, что бы исполнились все его мечты”.
Мечты сбываются или не сбываются. С каждой постановкой появляются новые ожидания и новые надежды. Певец признается, хотелось бы иметь больше работ, в последние годы лирические оперы ставились не часто. Но была возможность поискать свежие краски в оперетте. Прежним было и остается одно – преданность театру. И эта составляющая – надежный спутник творчески счастливой судьбы Николая Коновалова.
Елена Пилипенко, Андрей Анисимов, ГТРК “Южный Урал”