11 января в театре «Новая Опера» премьерным показом «Пиковой дамы» Чайковского стартовал традиционный «Крещенский фестиваль», который завершится через две недели, 24 января, гала-концертом с участием приглашенных солистов.
Незначительная модуляция в названии форума (раньше он назывался «Крещенская неделя») – негромкое свидетельство тяжелого конфликта между нынешним руководством театра во главе с директором Дмитрием Сибирцевым и родственниками основателя «Новой Оперы» – известного дирижера Евгения Колобова (прежде всего его вдовой Натальей Попович).
Жертвой этой жесткой, но, по сути, банальной коллизии человеческих взаимоотношений, порожденной властолюбием, стала память о выдающемся музыканте. По требованию родственников (под предлогом соблюдения авторских прав, которые никто и не нарушал) с фестивальной афиши исчезли не только посвящение Маэстро, но и что самое обидное, знаменитые колобовские версии спектаклей.
«Пиковая дама» в постановке Юрия Александрова – это комикс, полный заимствований из фильмов Александрова и Феллини, глумящейся не только над образом Любови Орловой (Графиня – Агунда Кулаева), но и над всей советской историей. Когда «сопротивление материала» оказывается сильнее режиссерского таланта, постановщик просто делает купюру в партитуре. Так, например, вместо матушки-императрицы по сцене расхаживает Сталин. Но если это вызывает только, разве что, усталую ухмылку публики и вопрос: интересно, осмелился бы господин Александров на такой ход на глазах у диктатора, то сцена, пародирующая блокаду Ленинграда, вызывает ужас и негодование.
Честно отсидев три с половиной часа за просмотром сомнительного и дурно пахнущего действа, удивляешься лишь двум вещам, происходящим по разные стороны рампы. Как находятся в зале люди, способные, хоть и вяло, но все же аплодировать подобному зрелищу? И почему солисты и известный советский дирижер Александр Самоилэ, работавший и с Марией Биешу, и Ириной Архиповой, не объявили забастовку, а покорно, будто рабы, погружаются в эту грязную игру?
Певцов, и хороших, откровенно жаль. Особенно, когда смотришь на безумный пляс князя Елецкого (Илья Кузьмин) или на то, как на веревке тянет за собой труп Графини Лиза (Марина Нерабеева). Что уж тут говорить о проделках наркомана-Германа (Сергей Поляков)…
Похоже, трезво осознавая всю патологическую бедность режиссерской мысли, доступной театру на данный момент, «Крещенский фестиваль-2014» в основном сделан в филармоническом формате. Единственная из оставшихся в программе фестиваля опер, и не утратившая своей театральности – это «Севильский цирюльник» Россини в добротной постановке именитого англичанина Элайджа Мошински. Будут в этом спектакле 16 января и гости – меццо-сопрано из США Кейт Линдсей выступит в роли Розины, а итальянский бас-баритон Бруно Пратико – в роли Бартоло.
А вот оперы «Мария Стюарт» Доницетти, «Демон» Рубинштейна, которые были поставлены в театре самим Колобовым, 21 и 22 января прозвучат в концертных версиях. Равно как и грядущие в следующем сезоне новинки репертуара – «Саломея» Рихарда Штрауса (23 января заглавную партию исполнит Аннамари Кремер из Голландии). Но прежде, 17 января, в концертном исполнении оперы Гуно «Ромео и Джульетта» появятся в заглавных париях настоящие мировые звезды нового поколения – сопрано из ЮАР Претти Йенде и американский тенор Чарльз Кастроново. И этот вечер, должно быть, станет главным событием нынешнего «Крещенского фестиваля».
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”