Пианист Михаил Кандинский сыграл мировую премьеру музыки к картине Василия Кандинского.
Проект, состоявшийся в Кафедральном соборе Калининграда – “Кандинский & Kandinsky” можно отнести к разряду событий, которые Вагнер назвал бы Гезамкунстверк (“синтетическое искусство”). Кандинский также был увлечен этой идеей синтезирования, создания радикально нового, уникального произведения, обязательно включающего синтез живописи и музыки.
Вероятно, поэтому таким удачным получился эксперимент – музыкальное сочинение для работы Кандинского “Импровизация 7” (1910 год), которую Третьяковская галерея привезла в собор Калининграда, впервые выставив абстрактную живопись в соборе с органом. Сочинение для органа и рояля “Импровизация 7” написала Екатерина Мельникова, органистка и композитор.
Мировая премьера прозвучала в исполнении автора и потомка Василия Кандинского пианиста Михаила Кандинского (Япония).
Сама идея “Кандинский & Kandinsky” стала частью той неординарной художественной стратегии, которую развивает в Калининграде Вера Таривердиева, директор Кафедрального собора. Среди ее проектов – Международный конкурс органистов имени М. Таривердиева, придавший Калининграду статус значимого центра музыкальной жизни мира, фестиваль “Орган+”, события которого проходят в экспериментальных арт-пространствах города – депо, у Фридрихсбургских ворот, мультижанровые форматы, соединяющие музыку, живопись, философию, неформальные музейные практики, в том числе, уникальный совместный проект с Третьяковской галереей, который уже три года проходит в формате “выставки одной картины”.
XII Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева состоится в 2021 году
Сама по себе практика экспонирования одной работы из музейного собрания – не новость, но создание ее музыкальной части – специального концерта- эксклюзив Кафедрального собора. В рамках проекта здесь уже показали знаменитый “Московский дворик” Василия Поленова с концертной программой “Картинок с выставки” Мусоргского и “Портрет дочерей Шаляпина” Константина Коровина – с выступлением Московского Синодального хора.
Но впервые в формате выставки одной картины Третьяковка вывезла для экспонирования абстрактную живопись. Главный научный сотрудник отдела живописи первой половины ХХ века Ирина Пронина считает, что
“это – смелость самого западного региона России, который действительно движется к чему-то принципиально новому”.
“Надо иметь ввиду,
– сказала Ирина Пронина, –
что Кандинский – художник трех стран: России, Германии и Франции, в которых он жил. Но его творчество принадлежит всему миру, он очень востребован. Только на обороте произведения, которое мы привезли в Калининград, наклеек – на полкартины: это отметины тех музеев мира, где оно побывало. Однако впервые оно путешествует в проекте одной картины, и это важная веха в истории Третьяковской галереи, получившей в Калининграде возможность представить в качестве безусловного шедевра не “хиты” живописи, а произведение авангардного искусства.”
Ирина Муравьева, “Российская газета”