Концерт, посвященный памяти российского оперного певца Дмитрия Хворостовского, прошел вечером 14 апреля 2018 года в Вашингтоне.
Дал его Национальный симфонический оркестр (НСО) США под управлением своего нового художественного руководителя – итальянского дирижера Джанандреа Нозеды, которого с Хворостовским связывало не только профессиональное сотрудничество, но и личная дружба.
Состоялось нынешнее выступление НСО на сцене главного театрально-концертного комплекса Вашингтона – Центра исполнительских искусств имени Джона Кеннеди.
Центр организовал концерт вместе Вашингтонским обществом исполнительских искусств (Washington Performing Arts, ранее – Washington Performing Arts Society), известным в Соединенных Штатах под аббревиатурой WPA и часто приглашающим на гастроли российских артистов.
Нозеда объявил, что концерт посвящается памяти “великого российского баритона” Хворостовского. Публика встретила слова дирижера аплодисментами.
Несбывшиеся планы
Как сообщил в интервью корреспонденту ТАСС Нозеда, первоначально предполагалось, что Хворостовский примет участие в субботнем концерте в качестве солиста.
“В действительности это он примерно полгода назад предложил мне исполнить [на концерте] написанную Шостаковичем Сюиту на стихи Микеланджело.
Невероятно сильным моментом этого произведения является тот факт, что великий скульптор Микеланджело посвятил определенное время и написанию сонетов, стихов. Шостакович обеспечил перевод этих стихов и создал этот фантастический цикл об искусстве, смерти, долге художника перед обществом; это очень сложное произведение”,
– рассказал маэстро.
“И Дима Хворостовский попросил у меня [разрешение] исполнить это произведение. Конечно, он [тогда] уже знал о своих проблемах со здоровьем, но настаивал на своей просьбе, и мы включили этот пункт в программу.
Мы считали, что ориентированный на местное население фестиваль SHIFT (в его рамках прошел концерт – прим. ТАСС) представлял собой фантастическую [возможность такого рода]”,
– пояснил Нозеда.
С его точки зрения, этот фестиваль позволяет искать ответы на вопросы о том, “что есть искусство в XXI веке”, чего артисту “следует добиваться”.
Планы перечеркнула смерть Хворостовского в минувшем ноябре в возрасте 55 лет после продолжительной болезни.
“Я с ним в некотором смысле попрощался, поскольку навестил его за три недели до смерти”,
– сказал Нозеда.
Смена программы
“Когда мы стали менять программу, я постарался создать, так сказать, комбинацию Италии и России – в точности как в случае с Микеланджело и Шостаковичем. Кроме того, Дмитрий Хворостовский был российским артистом и певцом, а я – итальянский дирижер”,
– отметил руководитель НСО.
По его словам, меняя программу концерта, он стремился “соединить эти две культуры”, то есть российскую и итальянскую, которые, по убеждению Нозеды, “ближе друг к другу, чем можно было бы ожидать”.
“Таким образом у меня и появилась идея подготовки нынешней программы, в которой русский композитор Стравинский обращается Перголези и оркеструет “Пульчинеллу”.
Помимо этого, пульчинелла (паяц, один из традиционных персонажей итальянской комедии делль арте – прим. ТАСС) очень близок неаполитанской общине. Он считается, так сказать, двоюродным братом каждого неаполитанца. В Неаполе пульчинелла – это не маска, в Неаполе он – друг и брат каждого, такого рода персонаж,”
– рассказал Нозеда.
“А вторая часть [программы] представляет собой зеркальное отражение первой. В ней итальянские композиторы Казелла и Респиги оркеструют музыку, написанную русскими – Милием Балакиревым и <…> Сергеем Рахманиновым.
Таким образом концерт, так сказать, в разных плоскостях отдает должное обеим культурам. И это сохраняет идею построения программы, которая была у Дмитрия, когда он соединял Микеланджело и Шостаковича”,
– убежден худрук НСО.
Наследие Хворостовского
По его оценке, Хворостовский
“был одним из самых блестящих исполнителей своего поколения. И я не говорю “российских певцов”. Я говорю “певцов”. Точка”,
– подчеркнул один из ведущих итальянских музыкальных деятелей.
“Почему? Потому что у его голоса было особенное качество: своего рода бархатный, темный, русский тембр при итальянской технике пения. Поэтому он мог одинаково хорошо исполнять Онегина, Елецкого, а также “Бал-маскарад”, “Симон Бокканегра”, <…> “Риголетто”. Ему было легко в обоих этих репертуарах”,
– считает Нозеда.
“Он также исполнял партию Андрея Болконского из “Войны и мира” Прокофьева с Аней Нетребко в роли Наташи Ростовой, а я при этом дирижировал оркестром. Мы вместе с ним исполняли как русский репертуар, так и [итальянский] – “Трубадур”, “Бал-маскарад”. И мы стали друзьями. Но это личное”,
– продолжал руководитель НСО. На взгляд дирижера, Хворостовский
“был крупной фигурой, которую прекрасно знали совсем не только в мире оперы. Но я помню, что говорил Лучано Паваротти, который в конце жизненного пути старался пересекать границы, выступал с [рок-группой] U2, поп-певцами, пытаясь делать [просто] музыку <…> без ее деления на классическую, современную, рок и т.д. и т.п. Тем не менее в конце концов он хотел, чтобы его помнили как оперного певца, как тенора”,
– заявил Нозеда.
“Мне кажется, что и Хворостовский, несмотря на свою чрезвычайную известность, всегда считал себя [прежде всего] оперным певцом. Думаю, в этом и заключается его наследие. В наших сердцах надолго, я хочу сказать, навсегда, останется фантастический тембр его голоса, стиль его исполнения”,
– подытожил маэстро.
В 1997-2007 годах Нозеда являлся главным приглашенным дирижером Мариинского театра (и первым зарубежным музыкантом на этой должности).
Сезон 2017-2018 годов стал для него в НСО первым в должности руководителя этого коллектива. А в 1977-1994 годах НСО возглавлял Мстислав Ростропович.