Жюри конкурса Дениса Мацуева Grand Piano Competition судило без скидок на возраст.
Третий международный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition, прошедший в Москве с 30 апреля по 5 мая – это 14 юных участников. Всего-то! Не 140, как бывает на «большом» конкурсе имени Чайковского. Но эхо этого соревнования в музыкальном мире, судя по количеству просмотров на сайте medici.tv (миллион заходов из 92 стран), а также по «весу» полученных победителями призов, в том числе сертификатов на концерты и записи с крупнейшими дирижерами (уж не говорю о сольных программах), вполне сравнимо с таковым у старшего «собрата». А драмы, угадываемые за конкурсным фасадом, ничуть не слабее тех, что кипят во взрослом артистическом мире.
На самом деле претендентов, приславших в оргкомитет заявки, было, конечно, гораздо больше – около 200 из 30 стран, но регламент требовал от художественного руководителя соревнования Дениса Мацуева и его команды строгого отбора.
И вот подготовительная работа позади. Отгремел и концерт открытия в Большом зале консерватории, событийности которому добавило присутствие живой легенды – Родиона Щедрина по случаю исполнения его 2-го концерта Денисом Мацуевым и Государственным академическим симфоническим оркестром России под управлением Александра Сладковского. На следующий день конкурсной аудитории предстояло встретиться в концертном зале ЦМШ на первом, сольном туре.
Как рассказать об этих ребятах? Сгруппировать по странам? Тогда, понятно, численное преимущество окажется за Россией – так, скорее всего, было бы и в обычной ситуации, тем более – в пандемический год, когда перемещения между государствами крайне затруднены.
Одна из претенденток – китаянка Яояо Чжоу, обучающаяся в Америке, – хоть в буклет конкурса попала, но прилететь не смогла. Итак – 7 россиян, в том числе 4 ученика московской ЦМШ, 2 «гнесинца» и один ростовчанин. Всех остальных – по одному (только из Кореи – две девушки). Впрочем, китаец и костариканец – ученики все той же ЦМШ.
Немец занимается у учительницы, по моим сведениям, родом из Кузбасса, из известной там педагогической династии. Педагог девочки из Грузии – воспитанница Евгения Малинина в аспирантуре Московской консерватории… Музыкальный мир тесен, и Россия – один из его глобальных центров.
Ну, а если классифицировать не по странам, а по возрастам? На Grand Piano разделения на возрастные группы нет, и жюри судило всех по одним критериям. Оставим в стороне вопрос, достоинство это конкурса или его недостаток. Но мы-то никак не можем забыть, что у 12-летних и 17-летних изрядно разные физические, психологические, душевные возможности. Итак…
12 лет. Николай Бирюков, ЦМШ, класс Василия Ермакова. По символическому совпадению не только самый младший на конкурсе, но и вытянувший на жеребьевке первый номер, т.е. открывший прослушивания (потом в таком же порядке все, уже без отбора – отличие конкурса Мацуева от большинства других соревнований – выступили в Зале Чайковского на втором туре, с Госоркестром России имени Светланова под управлением Юрия Ткаченко).
Слушаю Соль минорную фугу Баха из первого тома Хорошо темперированного клавира, Си минорное скерцо Шопена, прелюдии и музыкальный момент Рахманинова – придраться не к чему, настолько все аккуратно, как и концерт Грига (вторая и третья части) во втором туре. Игра «на пятерку»! Хотя как не вспомнить, что на прошлом Grand Piano 11-летняя Саша Довгань сыграла «на Гран-при»…
На Grand piano competition – 2018 объявлен обладатель Гран-при
13 лет. Наш Даниил Тюрин и Ынсео Ю из Кореи. Даниил открывает в этой заметке галерею персонажей «с биографией». Таковая, конечно, есть у всех, но у некоторых она особенно ярка. Родители Дани настолько любят странствовать, что мальчик успел сменить четыре страны проживания: родился в Сербии, три года провел в Турции, учиться музыке начал в Азербайджане, а три года назад стал учеником московской ЦМШ в классе Даниила Цветкова.
Может быть, от привычки к мобильности у парня – и широта репертуарных интересов: Ре минорная токката Фрескобальди, Си минорное адажио Моцарта, «Венский карнавал» Шумана, Престо си-бемоль мажор Пуленка – все с отличным чувством стиля, а Танго Стравинского просто неотразимо в своем мрачноватой насмешливости. Ну а Фа минорный Концертштюк Вебера дал Дане случай сполна продемонстрировать быстроту и ловкость пальцев.
Даниил Тюрин: «Нужно иметь силу воли, чтобы идти и заниматься»
Ю на этом фоне была сама «умеренность и аккуратность»: гладко составленный репертуар (Ноктюрн Чайковского, 1-я часть 6-й сонаты Бетховена, три прелюдии Шопена, его же Анданте спианато и Большой полонез, а в оркестровой программе 1-я часть 2-го концерта) и столь же гладкое исполнение. Но согласитесь, это не то свойство, что приносит успех на конкурсах.
14 лет. Здесь и гораздо населеннее, и заметно серьезнее, чем на первых двух возрастных ступеньках: Хейрим Пак из Кореи, Анаит Стельмашова из Грузии, наш Петр Акулов и «наш» китаец Жуй Мин.
Хейрим, сперва расстроившая игрой Баха «а ля Мошковский», вдруг удивила «настоящим» Чайковским – «Думкой», а затем вдохновенным «Мефисто-вальсом» Листа. И заставила снять шляпу перед «безумством храбрых», одолев во втором туре (пока, правда, больше технически, чем содержательно) 1-ю часть 1-го концерта Чайковского.
Об Анаит можно было бы написать не абзац, а целую главу. Эта девочка зацепила внимание еще до того, как лишь с третьей или четвертой опасливой попытки «схватила» первую ноту Ре минорной сонаты Скарлатти. Сдюжит ли программу– с ее-то трепетным нервным устройством?
Не только сдюжила, но получила овацию – с таким увлечением «прожила» и эту пьесу, и 1-ю часть Ре мажорной (К.284) сонаты Моцарта, и «Наваждение» Прокофьева – а наряду с тем изящнейшие, как юная восточная красавица, два танца Комитаса и Mäßig Шенберга из Трех пьес соч.11. А в оркестровом туре… забыла текст 2-й части 2-го концерта Сен-Санса! А 3-ю доиграла, будто ничего не случилось. Поразительное сочетание артистизма, инфантильности, глубины!
А в жизни эта обитательница отдаленного района Грузии, которую папа раз в месяц возит на машине за 6 часов в Тбилиси, чтобы несколько дней она там позанималась с профессором консерватории Нино Катамадзе (воспитанницей, как я писал, Малинина) – хохотушка, энтузиастка самоката, каратистка… На конкурсе же стала, на мой взгляд, одним из самых многообещающих его открытий.
«Русский» китаец Жуй Мин порадовал не только стилистически точным Бахом (Прелюдия и фуга ми-бемоль мажор из II тома ХТК), но удивительной для такого юного музыканта оркестральностью звука – что во фрагментах из «Спящей красавицы» в обработке Плетнева, что в «Пляске смерти» Сен-Санса – Листа. А во 2-м концерте Рахманинова составил достойный ансамбль с ГАСО – хотя это было его первое в жизни выступление с оркестром! Вот это настоящий уровень ЦМШ, где Жуй занимается у Дарьи Рябовой.
В Петре Акулове (ЦМШ, класс Максима Железнова) удивила необычайно рано проявившаяся интеллектуальность. Она – в точности, в том числе вкусовой (кружевная ткань пьес Рамо и Соль-диез минорного этюда Шопена), и в самом построении программы, где внутри большого шестичастного цикла возник малый трехчастный – из обработок Рахманинова. И все это многообразие удалось уложить в 25 минут – для сравнения, Хейрим Пак занимала сцену ровно на 10 минут дольше. Ну, а отточенную игру 1-го концерта Листа, уверен, оценил и сам Денис Мацуев, которому когда-то эта вещь принесла победу на конкурсе Чайковского
15 лет. На этой ступеньке некоторый спад интриги: здесь только один участник – Андреас Салару из Германии. Он же – единственный представитель старой Европы, хотя учительницу его зовут Наталия Кноблох, а такую фамилию носит целая педагогическая династия корнями из Кемеровской области.
Увы, сказать, что подросток потряс воображение, не решусь. Из сыгранного лучше всего ему удался Бетховен – две части из 13-й сонаты и 1-й концерт, особенно финал.
Андреас Салару: “Я рад, что Grand Piano Competition состоится”
16 лет. Подходим к кульминации нашего рассказа. Ребят здесь всего двое, зато каких – Сергей Давыдченко и Федор Орлов. Кстати, оба – из тех, кого можно вставить в нашу «галерею биографий».
Сережа Давыдченко блеснул уже на прошлом Grand Piano. Притом поразил не только игрой, но и тем, каким трудным путем пришлось ему идти к успеху, в том числе в прямом, физическом смысле: несколько лет многокилометровых путешествий пешком и на автобусе, чтобы добраться до педагога в Минводах, затем переселение в Ростов-на-Дону, где мальчику и его маме дали аж 8-метровую комнату, но подросток был готов и на это, лишь бы заниматься в классе профессора Ростовской консерватории Сергея Осипенко.
Учится он у Сергея Ивановича и теперь, и прогресса добился феноменального: Вторая тетрадь Вариаций Брамса на тему Паганини – задача не просто для виртуозов, но для настоящих музыкальных стратегов. «Поганый пляс» из «Жар-Птицы» Стравинского прозвучал из-под его пальцев могуче, злобно, роскошно.
И в полную силу Сергей как музыкант и человек развернулся в музыке, которая дается лишь потенциальным победителям – 1-й части 1-го концерта Чайковского, сыгранной мощно-кряжисто, каков и сам пианист.
Сергей Давыдченко: “Через 10 лет я вижу себя Большим Русским Пианистом”
«Орлов из Орла», представляется Федор – он действительно из этого города, где занимался в одном из лучших лицеев и в музыкальной школе. Но несколько лет назад на одном из исполнительских конкурсов заинтересовал знаменитую Елену Березкину из Гнесинской школы-колледжа – и был ею буквально выцарапан в Москву. Это положило конец дилемме: наука или музыка.
В насыщенной и разнообразной программе – 1-я часть «Авроры» Бетховена, «Мазепа» Листа, Соната-фантазия Скрябина – Федор порадовал стремлением прослушать всю глубину музыкальной ткани, высвечивая в ней неожиданные детали и голоса; когда-то этим умением поражал Михаил Плетнев. И в оркестровом туре замахнулся на сложнейшую – не только в техническом, но прежде всего в человеческом смысле – Рапсодию на тему Паганини Рахманинова, хотя, наверное, чтобы по-настоящему понять этот печальный, ироничный и страстный рассказ о большой жизни, молодому человеку нужно еще немало пережить самому.
17 лет. Ноа Капелюшник из Израиля, «наш» костариканец Даниэль Чен Ванг и наши без кавычек Екатерина Бонюшкина и Варвара Кутузова. Переходный возраст, трудности выхода из состояния вундеркиндства во взрослую жизнь…
Ноа – обаятельная исполнительница с хорошим чувством стиля: барокко (Сюита ля минор Рамо), русский импрессионизм («Сирень» и «Маргаритки» Рахманинова), классическая концертная бравура конца XIX века («Венский вечер» Штрауса-Грюнфельда). Естественна пианистка и в музыке Шопена (2-й концерт 2-я и 3-я части), но девушке не хватает пассионарности, а порой и текстовой точности.
Даниэль – еще один ученик Дарьи Рябовой. Направляющая рука педагога угадывалась в выборе чудесной, незаслуженно редко играемой «Испанской серенады» Балакирева, а особенно в очень уверенно сыгранных «Симфонических этюдах», которым бы только добавить шумановской сумасшедшинки… А исполнению 2-й и 3-й частей 1-го концерта Чайковского я бы добавил ясности воспроизведения текста.
Даниэль мне потом с расстройством сказал, каких трудностей в и без того нелегкую жизнь обучающегося музыканта добавили пандемия и связанная с ней «удаленка»: интернет-связь между Коста-Рикой и Россией ненадежна, но даже когда она есть – как уловить через эфир все нюансы звукоизвлечения и педализации, на которых сосредотачивает внимание педагог?
«Это было потерянное время»,
— в один голос говорят ученик и учительница – кстати, того же мнения и все остальные, кому пришлось заниматься дистанционно. Хорошо бы их голоса услышали в наших министерствах и департаментах, где так обрадовались массовому «переселению» образования в Сеть и хотят его сохранить после пандемии: ведь это экономия денег!
Екатерина Бонюшкина (Гнесинская школа, класс Бориса Березовского) – тоже чуткий «стилист» (Ля минорная соната Моцарта, 4-я баллада Шопена), хотя программу составила не без просчетов: этюды Скрябина и Рахманинова нельзя ставить рядом, каждый из них по сути кульминационен и «не терпит» конкурента. А вот выбор 2-го концерта Брамса (1-я часть) приветствую, хотя это не очень «конкурсная» музыка, но играть надо то, что любишь…
Варвара Кутузова – совсем отдельный случай. Слава о девочке идет еще с первых конкурсов Дениса Мацуева в Астане, тогда, в первой половине 2010-х, она поразила тонкостью и точностью исполнения как сольного репертуара, так и концертов Моцарта.
Сегодня Варвару трудно узнать. Что-то от прежнего облика сохранилось в исполнении Ре минорной сонаты Скарлатти. Простотой и проникновенностью подкупили ее Сказки Метнера. Но в 5-й сонате Скрябина и 3-й Прокофьева главенствовала не романтическая полетность, а ударная сила звука. Ну и в самом обращении к милому, но все же изрядно наивному 2-му концерту Сен-Санса я увидел шаг назад: Варвариным пальцам и душе пристала гораздо более сложная музыка – Прокофьев, Рахманинов…
Связан ли нынешний изгиб ее пути с уходом из ЦМШ от Миры Марченко в Гнесинскую школу к Михаилу Хохлову? Не хочу гадать, только искренне желаю Варваре, за развитием которой слежу давно и с большим сочувствием, справиться со всеми трудностями и войти в новую полосу расцвета таланта.
Читатели ClassicalMusicNews.Ru уже знают итоги соревнования, но все же кратко напомню: щедрый на сюрпризы Денис Мацуев вместе с жюри в составе Владимира Овчинникова, Валерия Пясецкого, Павла Нерсесьяна, Бориса Петрушанского, поляка Петра Палечного и француза Паскаля Эсканда назвали лауреатами не пять, как сперва предполагалось, а восемь участников: Николая Бирюкова, Сергея Давыдченко, Петра Акулова, Жуй Мина, Екатерину Бонюшкину, Анаит Стельмашову, Варвару Кутузову и Дмитрия Тюрина.
И Гран-при оказалось два вместо одного: общепонятно-бесспорный – у Сергея Давыдченко и неожиданный для многих, но тоже доставшийся очень талантливому и гармоничному юноше – Петру Акулову.
Чтобы читатель оценил широту жеста, напомню, что главный приз – это рояль Yamaha, найти такой «вдруг в кустах» – задача, безусловно, по плечу лишь человеку, обладающему энергией и влиянием Дениса Мацуева.
Перед концертом закрытия я не мог не задать вопроса Денису – почему все-таки не дали лауреатского звания Федору Орлову или, например, Даниэлю Чен Вангу? Ответ был такой, что не возразишь: послушайте, какими спецпризами их наградят сегодня на сцене Зала Чайковского – любой лауреат позавидует.
И вправду наградили – сертификатами на участие в проектах Юрия Темирканова, Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Александра Сладковского, ГАСО имени Светланова (что, кстати, станет естественным продолжением отличной работы оркестра и маэстро Юрия Ткаченко на самом конкурсе, так выгодно отличившей Grand Piano от большинства других, даже взрослых состязаний)… В частности, Федор выступит в организуемых Московской филармонией Всероссийских филармонических сезонах и ее же Домашнем сезоне, подразумевающем запись сольного выступления в Зале Чайковского. А спонсор – компания Yamaha Music – подарит юному пианисту еще и выступление в токийском Сантори-холле в июне 2022 года.
На Grand piano competition объявили лауреатов и обладателей специальных призов
И, конечно, всех ребят зовет в свои проекты сам Денис Мацуев. Больше того, он собирается сотрудничать и с теми одаренными претендентами, кто не смог участвовать в очном состязании в Москве. И с Яояо Чжоу. И с британским пианистом, у которого возникли сложности с получением визы, но, уверен Денис, он их преодолеет: разве может быть иначе с парнем, которого и зовут по-боевому – Джеки Чан.
Сергей Бирюков