Первый Международный конкурс камерного пеня имени Нины Дорлиак, проходивший в Москве с 14 по 20 октября 2017 года, завершился гала-концертом лауреатов в Малом зале Московской консерватории им. П. И. Чайковского.
Конкурс учреждён Министерством культуры РФ, Московской консерваторией и Моцартовским обществом. Все его участники – российские граждане.
На сегодняшний день международным этот конкурс являлся по составу жюри, возглавленного профессором Московской консерватории Галиной Писаренко – ученицей Н. Дорлиак. В него входили такие всемирно известные певцы как профессор Венской консерватории Роберт Холл (Голландия) и профессор Академии Моцартеум в Зальцбурге Вольфганг Хольцмайер (Австрия). Россию в жюри представляли: профессор Высшей школы музыки Якутии Анегина Ильина-Дмитриева, солист Большого театра России Александр Науменко, солистка Большого театра России Елена Брылева, профессор Московской консерватории Ирина Кириллова, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Рузанна Лисициан.
Прослушивания первого тура конкурса прошли 14 и 15 октября 2017 г. в зале Детской музыкальной школы им. Н. А. Алексеева. В них выступили 53 участника. Прослушивания второго тура, в который пропустили 28 конкурсантов, прошли в Рахманиновском зале консерватории 17 и 18 октября.
В нарушение регламента в третий тур жюри пропустили не 10 участников, а 14. Председатель жюри Галина Писаренко объяснила это высоким уровнем конкурса. Она же сообщила, что Министерство культуры РФ установило периодичность проведение конкурса им. Нины Дорлиак раз в два года.
Третий тур конкурса прошел 19 октября в Рахманиновском зале Московской консерватории. В нарушение традиции оглашения результатов конкурсов в день последнего прослушивания, результаты Первого конкурса им. Нины Дорлиак были оглашены на следующий день, 20 октября, во время церемонии его закрытия перед началом гала-концерта его лауреатов и дипломантов.
Гран-при Первого международного конкурса камерного пения имени Нины Дорлиак присуждён Альбине Латиповой, выпускнице Московской консерватории (класс Галины Писаренко)
Первая премия – Юлия Любимова, выпускница Санкт-Петербургской консерватории (класс Ирины Богачевой)
Вторая премия – Наталья Меньшикова, выпускница Московской консерватории (класс Галины Писаренко)
Третья премия – Михаил Головушкин, выпускник Московской консерватории (класс Анатолия Лошака)
Четвёртая премия – Саид Гобечия, студент Российской академии музыки им. Гнесиных (класс Ирины Долженко и Марии Бер)
Сертификаты участникам третьего тура: Екатерина Ясинская, Неля Шайхисламова, Мария Семочкина, Екатерина Кудрявцева
Диплом за лучшее исполнение русской романтической музыки: Михаил Силантьев, Богдан Галяпа
Диплом за лучшее исполнение романса М. Глинки – Любовь Балашова
Диплом за лучшее исполнение романса К. Дебюсси – Елизавета Пахомова
Диплом за лучшее исполнение немецких Lied – Денис Тараненко, Татьяна Иващенко, Анна Щербакова
Дипломы лучшим концертмейстерам конкурса: Евгения Лопухина, Алина Смирнова
Перед тем как были оглашены результаты конкурса, прозвучали несколько выступлений. Председатель оргкомитета конкурса, ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского Александр Сергеевич Соколов особо поздравил Галину Алексеевну Писаренко как главного инициатора этого конкурса.
Затем слово было предоставлено Председателю попечительского совета конкурса, президенту Музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Ирине Александровне Антоновой. Она подчеркнула особое место, занимавшее в жизни семьи Рихтера-Дорлиак пушкинского музея. Вот уже в 37 раз в этом году пройдет фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера»
Глубоко личным и поэтичным было выступление члена Попечительского совета конкурса, действительного члена Российской академии художеств Андрея Андреевича Золотова. Он сказал, что этот Малый зал консерватории был свидетелем и счастливых моментов встречи с выступавшими здесь великими музыкантами, и печальными минутами прощания с ними. Здесь звучали голоса знаменитых певцов и певиц, здесь звучал и голос Нины Львовны.
«Да он и сейчас здесь звучит – стены хранят голоса. <…>
В ней сочеталось то, что редко кому удается сочетать в одном человеке: священное верховное служение искусству и столь же священное и верховное служение своей семье, своему великому мужу».
Затем были оглашены результаты и вручены награды и дипломы конкурса. По завершении официальной части состоялся концерт призеров Первого конкурса им. Нины Дорлиак
Общее впечатление от просмотра буклета конкурса было самое что ни на есть благоприятное. Программа прослушиваний составлена безупречно. Она репрезентативна и дает полную возможность оценить конкурсанта.
Второе, что бросилось в глаза при ознакомлении с реальным списком участников конкурса, это подавляющее число женских голосов. Из 53 конкурсантов мужчин оказалось только девять. Не свидетельствует ли этот факт о падении престижа камерного пения? Хотелось бы ошибиться…
Или многих оперных певцов настораживает, что настоящее качественное камерное пение требует гораздо больших эмоциональных и интеллектуальных затрат, нежели пение оперное?
Что касается моей музыкальной оценки конкурса, то она не столь оптимистична как официальная, произнесенная председателем жюри перед оглашением результатов второго тура, объясняющая почему на третий тур допущены не 10 а 14 конкурсантов.
Первый тур произвёл удручающее впечатление. Неплохих голосов было немало, но сложилось ощущение, что как минимум две трети, если не больше, конкурсантов плохо или совсем не понимают специфики камерного пения. Без осознания необходимости владения такой спецификой выходить на конкурс камерного пения не стоит.
С наибольшими трудностями столкнулись те, кто выбрал для своего выступления И. С. Баха. Одновременно выделилась группа примерено из 12-14 человек производивших благоприятное впечатление.
Во втором туре большинство конкурсантов, даже те, кто в первом туре показались интересными, несколько сдали свои позиции. Здесь камнем преткновения стала венская классика. С моей точки зрения на третий тур как раз и надо было пропустить не более 10 участников.
Третий тур сам по себе порадовал списком, из которого можно было выбирать сочинение русского автора XX – XXI в том числе и ныне живущего. Так 12 участников выбрали очень интересные сочинения Сергея Слонимского отметившего этим летом свое 85-летие, двое – Софии Губайдулиной, по одному Леонида Десятникова, Ростислава Бойко. И надо сказать, что именно исполнению сочинений этих авторов сопутствовал наибольший успех.
Что же показал первый в России конкурс камерного пения? Показал он то, что камерное пение – совершенно самостоятельный жанр вокального искусства, требующий своего тонкого подхода в педагогике и что уровень такой педагогики у нас недостаточен, хотя вокальный материал для этого есть в достаточном количестве.
Ещё были очевидны организационные проколы конкурса. Полностью отсутствовала какая-либо информация и реклама конкурса. Совершенно не была оповещена о проведении конкурса музыкальная пресса, и она блистательно отсутствовала, т к. просто не знала о том, что в Москве проводится уникальный в своем роде конкурс.
Я сам узнал о нём совершенно случайно. Я распросил коллег знали ли они о проведении этого конкурса? Никто ничего не знал и даже не слышал. В зале сидело человек 20, не более. Вероятно, как говорится, «друзья и родственники кролика».
Интересное и нужное мероприятие превратилось в некий «междусобойчик». Публика собралась только лишь на гала-концерт.
Владимир Ойвин