На фестивале «Золотая маска» Пермский театр оперы и балета показал накануне спектакль «Три балета в манере поздней неоклассики».
Один из них – «Вторая деталь» знаменитого американца Уильяма Форсайта – принимает участие в конкурсе.
Аннотацией к нему может служить реплика художественного руководителя постановки Алексея Мирошниченко:
«Форсайт синтезировал классическую традицию пуантного танца с новаторскими идеями основоположника направления модерн Рудольфа Лабана и окрасил эту смесь в свой цвет. В результате мир получил Леонардо да Винчи от балета».
Три 20-минутных балета в манере поздней неоклассики – на первый взгляд кажутся очень разными. Однако художественный руководитель Пермского театра оперы и балета и автор идеи триптиха Алексей Мирошниченко уверен в обратном.
«Три иностранца. Формально – да. Идеологически – нет. То, что вы сегодня увидите – мой балет, Дагласа и Форсайта – в основе лежит русская школа и не просто русская, а петербургская»,
– говорит Алексей Мирошниченко.
Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром – едва ли не единственное сочинение Петра Чайковского, которому до сих пор хореографы не уделяли внимание. Мирошниченко вывел его из тени в 2011-м, поставив балет для отчетного концерта выпускников Пермского хореографического училища. Позже исполнители вошли в труппу, а «Вариации…» – в репертуар театра.
Второй балет – «Сувенир» – от английского хореографа Дагласа Ли на музыку Гэвина Брайерса – оказался истинным сувениром для пермской труппы. Хореограф лично приезжал репетировать, давал много свободы и возможности для импровизации, открыл для классических танцоров труппы новые горизонты.
«Первый, чтобы именно на тебя ставили, именно твою пластику использовали, это был первый спектакль. Замечательные воспоминания об этой работе, поэтому всегда с настроением танцуем этот спектакль»,
– рассказывает солистка Пермского театра, заслуженная артистка России Наталья Моисеева. «Сувенир» номинировали за «Золотую маску» два года назад, однако тогда символ театрального успеха остался недостижим. В этом году Пермский театр снова жаждет победы – на «Золотую маску» номинирован третий балет триптиха – «Вторая деталь» современного классика Форсайта на музыку Тома Виллемса. Во вторую деталь пермяки, кроме мастерства технического исполнения сумели также вдохнуть душу.
И хотя считается, что классическим танцовщикам Форсайт дается легко, кое-что все же пришлось освоить. Например, жесткую синхронность танца.
«Мне это давалось очень сложно, потому что я все время танцевал сольные танцы, а здесь нужно было танцевать в группе и мне приходилось очень часто оборачиваться, чтобы не опоздать и не перегнать своих коллег»,
– признается солист Пермского театра Руслан Савденов.
Балеты живой легенды танца – Уильяма Форсайта – до сих пор ставились лишь в Мариинском и Большом театрах. И вот теперь Форсайт вышел из столичных резерваций – и радует зрителей провинции. Возможно, поэтому у пермского театра оперы и балета в этом году особенно плотный гастрольный график. Только позавчера труппа вернулась из Франции. И вот уже борется за Золотую маску на московской сцене.