Музыкальный сезон стремится к неизбежному августовскому тайм-ауту, и это, естественно, провоцирует попытку подведения некоторых итогов.
Если не творческим камертоном всего происходящего, но главным, конечно, всегда был и остается Большой театр. Тем более, что начало года выдалось многообещающим: за дирижерский пульт, наконец, встал музыкальный руководитель Туган Сохиев и предъявил впечатляющую работу – концертную версию оперы Чайковского «Орлеанская дева» с приглашенной звездой в заглавной партии Анной Смирновой. А вот полномасштабные постановки театру на Исторической сцене, как на подбор, не удались.
Абсолютным провалом обернулась и «Пиковая дама» Чайковского в режиссуре Льва Додина, вытащенная из закромов театральной Европы. И последняя оперная премьера сезона «Кармен» Бизе тоже не удалась.
Спектакль оказался лишен всего – художественной индивидуальности, страсти, без которой этот сюжет невозможен, и качественного музыкального исполнительства. Пожалуй, лишь «Риголетто» Верди от канадского режиссера Роберта Карсена, правда, также заимствованный у зарубежных коллег, оказался удачен на общем фоне.
А вот следующая премьера на Новой сцене «Свадьба Фигаро» Моцарта обернулась антимузыкальным «капустником». Это особенно жаль, так как предыдущая моцартовская работа Большого – «Так поступают все женщины» была блистательной.
Остается только заметить, что в грядущем сезоне театр обещает множество более разнообразных премьер от таких диаметрально противоположных художников, как Римас Туминас, Петер Штайн или Тимофей Кулябин, и надеяться, что им удастся привнести в театр столь необходимый ветер творческих перемен.
Иные столичные театры по части оперы представили меньше премьер, но с большим успехом. В Камерном удалась раритетная «Леонора» Бетховена (за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский), в «Новой Опере» – «Ромео и Джульетта» Гуно.
В «Геликоне» от души повеселись, поставив оперетту Оффенбаха «Прекрасная Елена», отметили 25-летие театра, и что главное, сейчас готовятся к возвращению в новом сезоне в родные стены, которые покидали по воле строителей на долгие семь лет. Две серьезные работы показал Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко – «Хованщину» Мусоргского и «Медею» Керубини.
Безусловно, на афише оставили след различные календарные события. Самым скромным, без всяких художественных откровений, как ни странно, оказалось празднование 175-летия Петра Ильича Чайковского. Событий много – толку чуть. Громким общественным проектом был конкурс, носящий имя композитора, но подлинных звезд смотр, похоже, не открыл.
Другая дата – 70 лет Великой победы, конечно, побудила артистов сделать специальные концертные программы. Среди коих, безусловно, выделялось выступление 9 мая Дмитрия Хворостовского с большим концертом военных песен на ВДНХ. Стал заметным событием и «Демон» Хворостовского (в постановке Дмитрия Бертмана). Тогда и никто подумать не мог, что сегодня весь мир любимому певцу будет желать выздоровления и возвращения на сцену.
Запоминающиеся вечера подарили еще два юбилея. В сентябре 70-летие Владимира Спивакова в Доме музыки. И празднование 75-летия Елены Образцовой в Большом театре, собравшее уникальное созвездие артистов. И эта встреча оказалась последней с великой певицей.
Самым уникальным гостем столицы оказался выдающийся дирижер Риккардо Мути, выступивший вместе с Венским филармоническим оркестром. Запоминающимся был, наверняка, случайно получивший организованный разными промоутерами парад звездных теноров – Дзозеф Коллейя, Роберто Аланья, Марсело Альварес, Роландо Вильясон и Хосе Каррерас.
Но, пожалуй, только Московская филармония умеет быть интересной меломанам всех мастей в повседневном формате. В уходящем сезоне великолепным контрапунктом стали барочные концерты. Прежде всего, исполнение опер Генделя «Александр» с Юлией Лежневой и Максом Эмануэлем Ценчичем; «Альцина» с Ингой Кална. А также визиты брендовых европейских коллективов – «Ensemble Matheus» (дирижер и солист – знаменитый скрипач Жан-Кристоф Спинози), или оркестр «Les arts florissants» Уильяма Кристи.
Еще Филармония всегда делает любопытный, хотя и эклектичный по программе, «Большой фестиваль Российского национального оркестра Михаила Плетнева», по традиции открывающий сезон или завершающий его, совсем другой изысканный мини-фест «Владимир Юровский дирижирует и рассказывает».
Всемирно знаменитый музыкант и руководимый им Государственный академический симфонический оркестр России разыскивают исключительно незаигранные, но знаковые произведения. Плюс филармония предоставляет огромный выбор доступных по цене билетов, если позаботиться как раз в межсезонье, абонементных концертов
Заимствуй столичные театры креативность и широту взглядов у Филармонии, московская афиша не уступала бы мировым музыкальным столицам – Лондону, Вене или Нью-Йорку.
Мария Бабалова, “Вечерняя Москва”