В Санкт-Петербурге завершился Международный скрипичный фестиваль «Ауэр. Наследие».
Фестиваль под художественным руководством Народного артиста России, профессора Михаила Гантварга проводится второй год подряд. Идея неизменна — поддерживать и развивать традиции русской скрипичной школы, заложенные в Петербурге более 150 лет назад Леопольдом Ауэром.
Но если в прошлом году центральным событием был юношеский конкурс со всеми характерными волнениями и перипетиями, то среди ключевых понятий этого года можно назвать «партнерство», «сотрудничество» и «содружество».
При этом организаторы Фестиваля поставили перед собой амбициозную задачу — сделать большой профессиональный фестиваль абсолютно некоммерческим и широкодоступным. Стоимость билетов на концерты была более чем лояльной, призовым фондом для участников послужило бесплатное обучение в Музыкальной академии, бесплатное же проживание в отеле «Амбассадор» и посещение всех концертов, а высшей наградой — право выступить в этих концертах на одной сцене с современными звездами скрипичного искусства.
Такой подход — попытка воплотить призыв профессора Михаила Гантварга бережно относиться к одаренным детям, искать более эффективные, не конкурсные формы развития их таланта. Примечательно, что идея эта нашла отклик и обрела поддержку в Комитете по культуре Санкт-Петербурга.
Важнейшей составляющей Второго фестиваля «Ауэр. Наследие» стала образовательная программа — Музыкальная академия юных скрипачей. Участников Академии отбирали по видеозаявкам — почти треть их была одобрена. В тридцатку лучших вошли молодые музыканты из Бельгии, Германии, Греции, Испании, Кореи и России — Москвы, Московской и Саратовской области, республики Карелия и, конечно же, Санкт-Петербурга.
В качестве наставников Академии были приглашены всемирно известные скрипачи, лауреаты международных конкурсов Татьяна Самуил (Бельгия), Граф Муржа (Россия), Кристоф Барати (Венгрия) и Давид Грималь (Франция). В течение недели они давали мастер-классы в виде полноценных часовых открытых уроков по расписанию.
Невероятное время, полное маленьких блестящих побед, сияющих открытий, торжества прописных истин и заразительных идей. Незабываемый, очень важный и нужный опыт для учеников Академии, а также для преподавателей и родителей, которым и критика, и одобрение, и поддержка со стороны мэтров едва ли не более важны, чем детям.
В те же дни на официальной площадке фестиваля во Дворце Белосельских-Белозерских состоялась серия концертов, достойных отдельного описания. Каждый из преподавателей Академии блестяще исполнил сольную программу, очень для себя характерную, и таким образом подтвердил состоятельность своих музыкальных взглядов и убеждений, которыми делился на мастер-классах.
В заключение же каждого концерта на сцену выходили ученики Академии, чтобы во главе с именитым солистом исполнить какое-либо произведение камерной музыки. Так прозвучали Октет для струнных ми бемоль мажор, оp.20 Ф. Мендельсона, Струнный квинтет до мажор Ф. Шуберта, струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» П. Чайковского и Фортепианный квинтет фа минор, op.3 И. Брамса.
Подобный формат — сыграть мастеру, поучиться у него, потом послушать, как играет он сам, а потом сыграть вместе с ним — плодотворная идея и одна из самых больших удач фестиваля. Будет просто замечательно, если это явление станет традицией.
А завершился музыкальный форум еще двумя концертами, где играли уже только юные скрипачи. Один из них состоялся под эгидой проекта «Раскрась концерт», который несколько лет успешно развивается в Санкт-Петербурге, — маленькие дети с родителями учатся слушать музыку, рисуя и раскрашивая.
Сосредоточенной тишины в зале здесь не предполагается и даже границы между публикой и артистами по сути нет. Что требует от последних умения концентрировать внимание и выступать в самых необычных условиях, с чем ребята справились прекрасно.
Концерт-закрытие 5 ноября подвел итоги образовательной программы Фестиваля «Ауэр. Наследие». По словам его директора Елены Анисимовой, список участников концерта был сформирован по итогам занятий и на основании рекомендаций преподавателей Академии, причем во мнениях своих они практически совпали.
Исполнив свои концертные номера, ребята счастливо внимали цветам и подаркам, аплодисментам и возгласам «браво!», которые наверняка для кого-то прозвучали на фестивале «Ауэр. Наследие» впервые — в начале славного пути в мир большого искусства.
Елена Новинская