Концертная жизнь в Москве в последние годы весьма интенсивна и интересными событиями богата. Как отметил, вернувшись из Парижа, замечательный пианист и педагог Алексей Любимов, московская музыкальная жизнь существенно богаче парижской.
Следует, правда, учесть, что когда нет интересных событий в своём городе, из Парижа нетрудно добраться до большинства музыкальных центров Старого света. Скоростная транспортная инфраструктура Европы позволяет.
Возвращаясь к московским реалиям – поскольку дорога до нового концертного зала «Филармония-2» для большинства москвичей занимает не менее полутора часов, было бы куда плодотворнее использовать потенциал имеющихся в центре города небольших концертных залов. Взгляните на их репертуар: по интересу они часто вполне сравнимы с большими залами. Но в реальной жизни такого сравнения не происходит.
Причина проста: когда и что в таких залах исполняется, – почти никто не знает. Их аудиторию в своём большинстве составляют «друзья и родственники кролика» – родственники и знакомые самих музыкантов. Не то что рекламы – вообще никакой информации о концертах в таких залах почти нет. А жаль! Там можно услышать много интересных музыкантов, по разным причинам не имеющих доступа на сцены больших залов.
Вот и я случайно узнал про два интересных вокальных концерта в зале им. Н. Я. Мясковского Московской консерватории, более известном как Белый зал.
Первый был 12 февраля 2015 года, в котором баритон Илья Кузьмин прекрасно спел со Светланой Бондаренко за роялем труднейший «Зимний путь» Шуберта. Второй концерт 17 апреля был тоже посвящён музыке одного композитора, на этот раз Роберта Шумана.
Пели солисты «Геликон-оперы»: сопрано Алиса Гицба и тенор Дмитрий Хромов. За роялем была та же Светлана Бондаренко, профессор Московской консерватории. Концерт состоялся в рамках консерваторского абонемента № 43 «Искусство немецкой романтической песни «LIEDKUNST».
В первом отделении Алиса Гицба исполнила шесть песен из цикла «Мирты» ор. 25 (№№ 8, 7, 9, 24, 25, 26) и целиком цикл на слова А. фон Шамиссо «Любовь и жизнь женщины», ор. 42. Во втором отделении Гицба и Хромов спели «Четыре дуэта для сопрано, тенора и фортепиано», ор. 78. Завершилась программа циклом «Любовь поэта», включающим 16 песен на стихи Генриха Гейне, в исполнении Дмитрия Хромова.
(На бис А. Гицба спела первый номер из цикла «Мирты» – популярное «Посвящение».)
Эта программа по-своему уникальна. Во-первых, своей шумановской монографичностью. Сегодня мало кто возьмётся петь песни Шумана целый вечер. Они куда менее шлягерны, чем песни Шуберта. За примерами далеко ходить не надо. Одних только исполнений «Зимнего пути» за последние сезоны вспоминается не менее пяти.
Во-вторых, охватом. Три цикла были исполнены целиком, («Четыре дуэта» – это отдельный цикл), причём два из них немалые.
Всю программу, исполненную и опытной Алисой Гицба, и молодым Дмитрием Хромовым, объединил общий высокий, если не сказать безупречный, вкус и понимание стиля.
Нельзя преувеличить ту роль, которую играла, в прямом и переносном смысле, концертмейстер Светлана Бондаренко. Вот уж воистину – её мастерство полностью заслуживает профессорского звания. Именно её вкус и точный стиль задавали общую атмосферу концерта. Пианизм её великолепен. Здесь и прекрасное туше, и блистательная техника, и мастерство педали, и потрясающая точность выбора динамики. Не будет преувеличением сказать, что успех концерта – наполовину заслуга Светланы Бондаренко.
Есть некоторые замечания по поводу вокала Алисы Гицба. Её тембру иногда не хватает мягкости. Иной раз слышно форсирование голоса в верхнем регистре, которое приводит к резкости звучания. Но мастерство и школа опытной певицы проявились именно в том, какими различными способами ей удавалось сделать некоторые проблемы чисто вокального свойства мало заметными.
Весьма удачно Гицба и Хромов спели «Четыре дуэта…». Ансамбль у них (плюс Светлана Бондаренко) сложился почти идеальный.
Дмитрий Хромов обладает не очень большим, но красивым тенором. И именно за счёт вкуса, школы и хорошей вокальной техники он успешно справился с циклом «Любовь поэта». Ему удалось в рамках коротких миниатюр передать различные настроения лирического героя. Слушать его было не скучно.
Стоит отметить хорошую дикцию и немецкий язык обоих певцов.
В целом этот концерт в небольшом зале при полном отсутствии рекламы оказался интереснее, чем концерты некоторых именитых «звёзд», отечественных и зарубежных, на крупных площадках.
Хотелось бы пожелать музыкальной критике уделять больше внимания тому, что происходит на таких маленьких сценах, а владельцам порталов о классической музыке почаще заказывать рецензии о таких концертах.
Владимир Ойвин