Вниманию публики были представлены сочинения Родиона Щедрина, Петра Чайковского и Эйтора Вила-Лобоса.
Рассказывает наш корреспондент Ирина Северина:
«Концерт собрал полный зал, и не случайно. По словам ведущего Святослава Бэлзы, это была кульминация всего фестиваля, который можно считать большим музыкальным приношением Мстиславу Ростроповичу. Также Бэлза зачитал письмо Галины Вишневской, которая по причине болезни не смогла присутствовать лично. В этом письме она приветствует и благодарит всех участников фестиваля, и особенно – друзей Мстислава Леопольдовича – Кшиштофа Пендерецкого и Родиона Щедрина, которые писали для Ростроповича специально. Бэлза считает, что вообще можно организовать целый фестиваль из произведений, посвященных Ростроповичу.
Неудивительно, что основу программы концерта составили именно сочинения Пендерецкого и Щедрина. После краткой, празднично-торжественной пьесы «Slava. Slava» Родиона Щедрина с имитацией колокольного звона (она была исполнена Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под руководством Дениса Кирпанёва) последовала московская премьера. За дирижерский пульт встал маэстро Кшиштоф Пендерецкий и продирижировал своим Concerto grosso для трех виолончелей с оркестром (солисты – Давид Герингас, Борис Андрианов и Татьяна Васильева). Это сочинение написано семь лет назад, его музыкальный язык – это постромантизм, творчески развитый и индивидуализированный.
«Я пишу музыку в своем стиле, – сказал в интервью радио «Культура» Кшиштоф Пендерецкий. – В Concerto grosso я воспользовался барочной формой, в основе которой – принцип противопоставления группы солирующих инструментов и оркестра. Но наполнение этой формы – отнюдь не барочное». Впрочем, нельзя не заметить, что нынешний язык Пендерецкого вобрал в себя черты музыки Шостаковича, Бартока, Малера, Чайковского – ведь он основан прежде всего на традиции, а не на ее отрицании, как это было на рубеже 50 – 60-х годов. Поэтому очень органично во втором отделении прозвучали сочинения Чайковского и Вила-Лобоса – Andante cantabile из Первого струнного квартета и Первая бразильская бахиана.
А завершился вечер российской премьерой «Гамлет-баллады» Родиона Щедрина, которая написана для ансамбля виолончелистов. Ее мировая премьера состоялась в 2005 году в японском городе Кобе. Тогда в исполнении участвовали более 1000 виолончелистов со всего мира, за дирижерским пультом стоял сам маэстро Ростропович (фрагмент записи был продемонстрирован в видеоварианте). Теперь же ансамблем виолончелистов (их было столько, сколько поместилось на сцене Большого зала консерватории) руководил Давид Герингас».