Что касается меня, то я присутствовала на показе этого спектакля 22 декабря. Зал был практически заполнен (за исключением, так называемых, «слепых» мест). В афишах и программках указан возрастной диапазон зрителей – с шести лет и выше. Это опера для всей семьи: более старшее поколение с высоты багажа своих знаний задумается о некоторых общечеловеческих проблемах (например, о сохранении природных ресурсов), а для детей, в большей степени, это красивая волшебная сказка.
Сюжет сказа Бажова и ранее привлекал различных деятелей культуры и искусства. К примеру, в 1939 году состоялась премьера спектакля для детей «Малахитовая шкатулка» на сцене свердловского ТЮЗа, чуть позже представил свою версию театр кукол. В 1941 году композитор А. Фриндлер написал по мотивам сказов Бажова партитуру «Горная сказка», а в 1944 году музыку к балету «Каменный цветок», который пользовался огромной популярностью у зрителей свердловского театра оперы и балета, в 1949-м постановка была перенесена на сцену Пермского театра оперы и балета. Это, отнюдь не весь список. Безусловно, самым выдающимся спектаклем, носившим в основе этот сюжет – балет Сергея Прокофьева «Каменный цветок» (1950).
Жанрово «Малахитовая шкатулка» обозначена как опера-сказ (и это уже не первая работа композитора в оперном жанре). Сказочность в музыке оперы достигается выразительными тембровыми средствами. В оркестре используются инструменты, отражающие и создающие сказочную атмосферу – виброфон, флексатон и др.
Дмитрий Батин – не только композитор, но и главный хормейстер театра, дирижер, доцент кафедры оркестровых струнных и духовых инструментов Пермской государственной Академии искусства и культуры (ПГАИК). С 2005 года дирижер камерного оркестра и руководитель оперного класса кафедры сольного пения в ПГАИК, а также руководитель хора отделения вокального искусства в Пермском музыкальном колледже.
Со слов композитора, тематика этих уральских сказов близка по духу музыкальному наследию Николая Римского-Корсакова. В операх «Снегурочка», «Садко», «Ночь перед Рождеством» очень тесно сосуществуют два мира: фантастический и бытовой. Но, как добавляет Дмитрий Батин, в отличие от Римского-Корсакова, у Бажова уклон идет в сторону быта, описаны судьбы людей из народа, жестокое и несправедливое отношение к крестьянам. Следовательно, в опере персонаж Хозяйки Медной горы – очень холодная, отстраненная натура, и в музыке это передают красивые, но «колючие интонации».
Как отметил Дмитрий Батин, «…чтобы спектакль получился привлекательным, я разбавил музыку танцевальными жанрами – хоровод, частушки, галоп. Хотя галоп – это анахронизм, в 18 веке, когда предположительно развивается действие у Бажова, этого танца еще не было. Он вошел в обиход в 19 веке».
Во втором акте, когда действие происходит во дворце Государыни, хор (фрейлины) танцует и поет «Галоп». В музыке заложен некий гротеск – хор поет «Гоп, гоп, гопа гоп, пляшем галоп!». Эта сцена напоминает один из номеров театра варьете. Характерные костюмы и в финале номера они исполняют элементы присущие танцу канкан.
Хореографическим оформлением спектакля занималась Светлана Орлова – заведующая кафедры хореографии ПГАИК, кандидат культурологи, доцент. Это не первый опыт сотрудничества хореографа с музыкой Дмитрия Батина. В 2005 году Светлана Орлова поставила хореографию для детского спектакля на музыку Батина «Пеппи идет в цирк».
Режиссер-постановщик спектакля Ольга Эннс: «Когда зашла речь о постановке малахитовой шкатулки, я решила, что буду разговаривать со зрителями современным сценическим языком, в котором есть место и дизайнерским решениям, и гротеску, и ироническим подтекстам».
Художник-постановщик Галя Солодовникова: «Мне захотелось уйти от лишней декоративности и воплотить образ Хозяйки Медной горы современными средствами. Никакой витиеватости. Мне захотелось сделать дизайнерское, а не «нарядное» решение – через интересные пропорции пространства, а не множество мелких деталей». Подобное решение пришлось не совсем по душе некоторым зрителям. По словам одной из зрительниц, «не хватило сказочного антуража. Все как-то просто, каменные глыбы не совсем красиво смотрятся со сцены».
В сценографии использованы пластиковые фигуры с подсветкой, которые изображают каменные персонажи – сталактиты в царстве Хозяйки Медной горы. Хозяйка медной горы в спектакле имеет шикарное убранство. Ее платья украшены сияющими кристаллами, имитирующими самоцветы. Все это потрясающе смотрится со сцены.
Дмитрий Батин не собирается останавливаться на достигнутом: «Если все сложится удачно, я бы хотел после «Малахитовой шкатулки» написать продолжение – сочинить оперную уральскую сагу». Пожелаем Дмитрию Батину вдохновения и большой творческой энергии.
Алёна Метелёва, студентка ПГАИК, "Новости Перми и Пермской области"