
О том, что Международный музыкальный фестиваль в Кольмаре поменял своего артистического директора, которым в течение 32 лет являлся Владимир Теодорович Спиваков, стало известно почти месяц назад. Все это время маэстро воздерживался от комментариев по этому поводу.
Владимир Спиваков также не комментировал тот факт, что не имеет возможности играть на своей любимой скрипке Страдивари, которая в настоящее время хранится в сейфе у скрипичного мастера во Франции (вопрос страховки, которую лондонская фирма Lloyds отказалась продлевать, если скрипка будет находиться часть времени в России).
Между тем появилось небольшое интервью маэстро, которое он дал французской радиостанции “Радио классик”. Его процитировала газета Le Figaro.
Владимир Теодорович говорит о том, что, как и все русские музыканты, в данный момент он находится в очень непростой ситуации, но продолжает выступать, ездит на гастроли, поддерживает молодых талантливых исполнителей. Он считает, ситуацию, в которую попали творческие люди, несправедливой…
“Я думаю и всегда считал,
– говорит Владимир Спиваков,
– что международный музыкальный фестиваль не имеет ничего общего с политикой”.
“Можно убрать моё имя с сайта фестиваля, но ни один политический деятель не сможет стереть мою роль в истории города Кольмара, потому что мне удалось создать уникальную площадку, где представители разных континентов, разных национальностей, вероисповеданий и политических взглядов говорили на одном языке – языке музыки”,
— цитирует Владимира Спивакова газета Le Figaro.
Фестиваль в Кольмаре – это масштабное музыкальное событие, уже более тридцати лет непосредственно связанное с именем Спивакова, где он одновременно являлся и солистом, и дирижером, и художественным руководителем. Фестиваль имел множество друзей и славился особой теплой творческой атмосферой. Благодаря творческим связям маэстро, в течение нескольких десятилетий здесь выступали мировые знаменитости, среди которых Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович, Кшиштоф Пендерецкий, Евгений Светланов, Григорий Соколов, Андраш Шифф, Джесси Норман, Евгений Кисин и многие-многие другие…
К участию в фестивале Спиваков постоянно приглашал новых звезд мирового исполнительского искусства, а также выдающиеся отечественные и зарубежные коллективы и ансамбли, он не обходил вниманием и юных талантливых музыкантов из разных стран мира.
Каждый фестиваль Спиваков проводил в честь одного из легендарных музыкантов ХХ века, и в его программах вся музыкальная Европа вспоминала имена великих исполнителей: Сергея Рахманинова, Федора Шаляпина, Дмитрия Шостаковича, Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Владимира Горовица, Гленна Гульда, Мстислава Ростроповича, Леонарда Бернстайна, Артуро Бенедетти Микеланджели, Клаудио Аббадо и многих других.
К слову, изысканные французы сравнивали маэстро с великим шеф-поваром, который каждый год готовит для фестиваля несколько новых блюд,
“столь же необычных, сколь и восхитительных”.
Но слова “скрипка… и голос ее одинок…” оказались пророческими. Артдиректор фестиваля в Кольмаре Владимир Спиваков любит соотносить эту фразу с человеческой жизнью. Он считает, что человек всегда остается один, даже если он – окружен людьми.
Фестиваль расстался с маэстро без комментариев, а уведомление об этом Владимир Спиваков получил только 25 октября.
“Переговоры велись за моей спиной. Я почувствовал себя преданным”,
– сказал французскому радио Владимир Спиваков. От дальнейших комментариев маэстро категорически отказался.
Новым руководителем фестиваля в Кольмаре стал 47-летний дирижер Ален Альтиноглу.
В 2020 и 2021 годах фестиваль в Кольмаре не проводился из-за пандемии, а в 2023-м был отменен из-за конфликта на Украине. Маэстро расценил это как
“политическую трусость и желание вписаться в общую тенденцию к упразднению всей русской культуры”.
Известно, что не состоявшийся из-за пандемии фестиваль 2020 года Владимир Спиваков хотел посвятить выдающемуся скрипачу Иври Гитлису. В программе фестиваля он писал так:
– В нашей жизни бывают важные встречи, которые нас поражают и которые, с течением времени, становятся незабываемыми. Такая встреча у меня состоялась в Париже в 1965 году с Иври Гитлисом после того, как я получил звание лауреата на конкурсе Жака Тибо. Гитлис пригласил меня к себе домой. Поскольку он говорит на многих языках, мы общались с ним на русском, что было удивительно.
Для молодого человека, а мне на тот момент было всего 20 лет, очень важно, чтобы старший коллега, тем более такой скрипач, как Иври Гитлис, которого уже тогда называли легендой, поддержал, ободрил тебя – и это было первое, что он сделал. Иври очень тепло отозвался о моей игре. И потом, совершенно неожиданно, сам достал скрипку и стал играть мне Бартока. Его игра меня восхитила. Поразила не только качеством и техническим совершенством, но и невероятной свободой, свойственной только большим мастерам.
Эта встреча оставила неизгладимое впечатление. Вспоминая о ней, я решил исполнить во время грядущего фестиваля Первую Рапсодию Белы Бартока.
Татьяна Эсаулова, “РГ”