Первый спектакль «Школа жен» в новом сезоне в театре «Новая Опера» будет посвящен памяти Юрия Петровича Любимова, сообщил директор театра Дмитрий Сибирцев.
По его словам, ранее оперу предполагалось поставить в афишу во второй половине сезона. Однако в связи с безвременной кончиной великого режиссера директор намерен отыскать «окно» в ближайшем расписании.
“Со «Школой жен» у нас есть определенные сложности, так как она была подготовлена лишь одним составом исполнителей. Нужно выбрать дату так, чтобы все они были на месте”,
— пояснил Дмитрий Сибирцев.
Как рассказал директор, по иронии судьбы Юрий Петрович так и не успел вживую посмотреть свой последний спектакль: в связи с плохим самочувствием режиссер не посетил премьеру.
“Мы передали ему видеозапись спектакля, но он очень хотел посмотреть его на сцене. Мы договаривались встретиться у нас в театре после его поездки в Израиль, которая должна была состояться а октябре. И, конечно, все артисты очень ждали Юрия Петровича. Он не собирался ничего переделывать, но, когда мастер приходит в театр, артисты начинают по-другому работать, находят новые краски. Очень жаль, что все так случилось”,
— отметил Дмитрий Сибирцев.
Нет имени великого режиссера и на афише «Школы жен»: из-за плохого самочувствия Юрий Петрович пропустил большое количество репетиций и попросил обозначить себя лишь как «автора идеи и либретто» оперы. Официально же режиссером числится ассистент Любимова, уже успевший поработать с ним в том числе на «Князе Игоре» в Большом, Игорь Ушаков.
Впрочем, это не помешало Юрию Петровичу вступать в творческие споры во время подготовки оперы. Но несмотря на все опасения, по мнению Дмитрия Сибирцева, работа над спектаклем проходила легко.
“Было необыкновенно интересно, потому что он был человеком в высшей степени профессиональным и очень по-доброму отнесся к артистам нашей труппы. Мне было необыкновенно приятно, что нам удалось с ним и познакомиться, и вместе поработать. Что судьба подарила нам эти встречи”,
— заключил Сибирцев.
«Школа жен» создавалась по заказу департамента культуры города Москвы. Музыку к опере написал композитор Владимир Мартынов, также в коллектив соавторов спектакля вошли художник-постановщик Борис Мессерер и художник по костюмам Рустам Хамдамов.
В 55-летней режиссерской карьере Юрия Любимова «Школа жен» — первый опыт постановки новой, специально написанной оперы. Вопреки общим ожиданиям «Школа жен» не имеет почти никакого отношения к одноименной пьесе Мольера.
“Как всегда у Юрия Петровича, это окрошка. Там «Спор древних греческих философов об изящном» Козьмы Пруткова, кое-что из Булгакова. Мольера совсем мало. Из «Школы жен», кажется, вообще ничего нет. Есть из «Мещанина во дворянстве»,
— рассказал Владимир Мартынов.
Сюжет оперы внешне незамысловат. Знаменитая труппа Мольера ожидает прихода короля, который все время задерживается. Мольер заставляет труппу репетировать различные сцены, начиная с диалога Пруткова. Актеры демонстрируют полную несостоятельность — по выражению Мартынова, они «в общем, свиньи». В конце концов, король так и не приходит.
Патриарх Таганки не избегает намеков на свою неверную труппу. В тексте есть цитата из Томаса Манна: «Что за люди эти актеры? Да и люди ли они вообще?»
Премьера состоялась 20 мая 2014 года.