О событиях октября 1917 года в Петербурге напомнит опера.
Музыкальный театр “Санктъ-Петербургъ опера” 100-летие Октябрьской революции готовится отметить оперой Вано Мурадели “Октябрь”.
Написанная в 1961 году, она лишь однажды увидела свет со сцены Большого театра в Москве. Получила весьма сдержанную критику и больше на подмостках не появлялась.
Но художественный руководитель театра Юрий Александров считает, что творчество композитора Мурадели недооценено современниками.
Его имя, заклейменное в 1948 году специальным постановлением ЦК партии “за формализм” в опере “Великая дружба”, навсегда осталось в нашей истории как символ второсортного, некачественного.
А ведь Мурадели был замечательным мелодистом и весьма интересным аранжировщиком. Достаточно вспомнить хотя бы такие его песни, как “Бухенвальдский набат” или “Гимн космонавтов” (“Я – Земля! Я своих провожаю питомцев…”).
По мнению Александрова, опера “Октябрь” – значительное произведение, которое отличает прежде всего выразительная и очень разнообразная музыка, звучащая на редкость современно.
“Здесь такие терпкие гармонии,
– отмечает Александров.
Неслучайно новый спектакль постановщики назвали “Октябрь: 17- го”, не уточняя век. Цифра здесь – и дата событий, происходящих в опере, и грядущий юбилей, и даже возраст героев, о которых идет речь в произведении.
Режиссер-постановщик убрал из своего произведения линии, касающиеся расстановки классовых сил и борьбы народных масс.
Здесь, в отличие от премьеры прошлого века, не будет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с “Авроры”. Зато отчетливо прозвучит чистая и трагическая история первой любви.
Сестру милосердия Марину любит белогвардеец Масальский. Она же влюблена в Андрея. Он – большевик, агитатор. И Масальский послан с заданием убить Андрея. Однако Марина закрывает любимого своим телом и гибнет.
“Мы хотим сделать спектакль про человеческие чувства в эпоху великих потрясений. В этой революционной каше гибнет прекрасная девушка, потому что мужчины, увлеченные борьбой за свои представления о том, что должно и как надо, не смогли ее защитить”,
– поясняет режиссер.
Примечательно, что, помимо текста оригинального либретто, в опере прозвучат стихи поэтов Серебряного века: Бальмонта, Блока, Гиппиус, Ахматовой, Маяковского.
Поэтическую линию в спектакле ведут студенты Института сценических искусств. Более того, и премьера состоится 7-8 ноября на сцене учебного театра института.
“Это – актовый зал бывшего Тенишевского училища, студентами которого были Набоков и Мандельштам, здесь впервые был поставлен “Балаганчик” Блока, так что спектакль многое “наследует по прямой” у того помещения, где он прозвучит,
– отмечает декан факультета музыкального театра Елена Третьякова.
В новом спектакле не будет ни поющего в Разливе Ленина, ни хора революционных матросов с “Авроры”
Сцена в залах у графини, за которую так ругали советские рецензенты постановку Большого театра, станет, по всей вероятности, одной из самых выразительных в новом спектакле.
Во всяком случае, ария “Танго Графини”, которую на пресс-показе исполнила для журналистов Наталья Вино-градова, прозвучала весьма интересно.
Спектакль “Октябрь: 17-го” станет завершающей частью трилогии “Чтобы помнили”. К ней Юрий Александров относит свои постановки опер “Крым” Мариана Коваля и “Молодая гвардия” Юлия Мейтуса, премьеры которых состоялись в прошлом и позапрошлом годах.
Ольга Штраус, Российская газета