В дни работы выставки «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа» в Пушкинском музее начался фестиваль английской музыки.
Первый вечер посвятили жанру, популярному во второй половине XVII века, ‒ «mad songs», то есть «безумным песням».
Так, в Итальянском дворике Музея изобразительных искусств имени Пушкина вскоре защебечут несуществующие птицы в исполнении британского баритона Маркуса Фарнсворта. До выступления распевается и просит увеличить проход между рядами стульев.
Жанр «mad songs» ‒ «безумные песни» ‒ это работа связок да и вообще мышц тела, которая выходит за пределы сцены. «Восемь песен безумного короля» композитор Питер Максвелл Дэвис написал в 1969-м. Маркус Фарнсворт не раз исполнял его оперы, перед тем как начать учить «Безумные песни», познакомился с автором лично: просил разрешения исполнить.
«Это произведение – песни о короле Георге III ‒ основано на реальных событиях. Известно, что во время правления он сошел с ума. И даже в конце жизни пребывал в заключении»,
‒ рассказал Маркус Фарнсворт.
Партитура песен больше напоминает современное искусство, чем нотный стан. Вся музыкальная грамота ‒ в птичьих клетках. Говорит, чтобы выучить такое необходима дисциплина: такт за тактом учил несколько месяцев.
«Это ‒ моя музыка, а то, что между строк, ‒ это для флейты. И это очень свободная форма, мы можем все смешивать, и флейта может играть тот отрывок, который чувствует»,
‒ объяснил Маркус Фарнсворт.
«Безумные песни» ‒ простор для импровизации, но есть и части, где композитор требует строго следовать записям. В этом безумном инструментальном театре по-настоящему страдает не только король Георг, но и инструменты. «Восемь песен безумного короля» ‒ в России премьера. И открытие фестиваля английской музыки к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа».
«Мы, безусловно, показываем очень широкую насыщенную панораму английской музыки XX века. И поскольку главная идея выставки и наша идея ‒ диалог с традицией, я не могу произнести с классикой, потому что это очень условно. Сегодняшний концерт ‒ это очень важный эпиграф ко всей выставке»,
‒ подчеркнула заведующая отделом музыкальной культуры ГМИИ им. Пушкина Юлия де Клерк.
Английская музыка не для иллюстрации выставки, а как дополнительный рассказчик. В апреле посетителей музея ждет еще два концерта.
Анастасия Егорова, Новости культуры