В 2017-ом году вместе с группой единомышленников Владислав Тарнопольский создал Stravinsky.online – просветительский медиаресурс в области современной академической музыки.
Мы поговорили с Владиславом о проекте, музыковедении, планах на будущее и, конечно, о новой музыке.
— Расскажите, пожалуйста, о своём профессиональном пути. Вы всегда стремились стать музыкантом?
— Нет, нельзя сказать, что я с детства такой путь загадал. Просто на каждом из этапов своей музыкальной жизни (музыкальная школа, колледж, консерватория) я заново принимал решение о продолжении этого образования. Впрочем, я вырос в музыкальной семье: мой отец – композитор, мама – музыковед. Думаю, это тоже сыграло свою роль.
— Каким инструментом вы владеете?
— Фортепиано. Но важно понимать, что я не исполнитель, а музыковед и окончил историко-теоретический факультет. Кроме того, я занимаюсь музыкальным кураторством, музыкальной критикой и преподаванием. В этом году надеюсь защитить диссертацию.
Мне трудно выделить что-то одно из этого, потому что приоритеты могут меняться.
— Как возникла идея создания Stravinsky.online?
— Запуск проекта состоялся в октябре 2017-го года, но идея на самом деле возникла года за два до этого. В этой истории есть два принципиально важных момента.
Во-первых, сфера академической современной музыки находится практически вне поля внимания всех медиа, в частности, культурных. В какой-то момент я осознал на собственном опыте и на опыте очень многих моих коллег, что нам нечего и негде почитать об этом явлении, а значит, люди, зрители, банально не понимают, куда им идти, чтобы послушать эту прекрасную музыку. Стало ясно: что бы хорошее в данной области ни происходило, оно будет уходить в песок до тех пор, пока нет места, где можно об этом прочитать и где люди об этом говорят. Так что, можно сказать, что ресурс возник в каком-то смысле от безысходности.
Во-вторых, к тому моменту естественным образом сложилась группа единомышленников, молодых музыковедов из Московской консерватории и Гнесинки (Российская академия музыки имени Гнесиных – прим. ред., которым было интересно не только слушать современную музыку, но и обсуждать, анализировать её и писать о ней. Мы не «набирали штат», никого не пришлось искать специально.
— Проект позиционирует себя как медиа о новой музыке. Что вы вкладываете в это понятие?
— У многих возникает вопрос: что такое новая музыка? Ответы могут быть разными. Вот вам пример. Я преподаю не только в Консерватории, но и в Вышке (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»– прим. ред.). Там есть два факультета, связанных с современным искусством. На одном из них «новым» считается всё, что было создано с начала XX века, то есть с момента зарождения авангарда, а на другом – лишь музыка после 1945-го года.
В российской системе координат к новой музыке обычно причисляют написанное после 1991-го года, но и здесь есть нюансы: некоторые исследователи учитывают только последние пять-семь лет. Я ориентируюсь в этом вопросе на собственную интуицию и репертуар профильных ансамблей, например, «Студии новой музыки».
— Каким образом название проекта связано с его тематикой?
— Игорь Стравинский – один из родоначальников авангарда. В сознании людей он ассоциативно ближе к современной музыке, чем Шостакович, к примеру, с которым они, впрочем, были современниками, но которого мы скорее причисляем к классике. Так что, Стравинский – это некий понятный символ новой музыки.
— Почему вы решили посвятить медиаресурс именно этому направлению, а не сделали упор на классику?
— История музыки последовательна, как и любая другая история: новая музыка ведёт свою родословную от классики и является её неотъемлемой частью. Получается, в некотором роде проект посвящён и ей тоже. С одной стороны, классика многократно и разносторонне изучена, а о современной академической музыке очень мало даже профессиональной литературы. С другой стороны, это живой процесс, который развивается на наших глазах. Иными словами, и традиция, и современность в одном.
— Вы уже упомянули команду Stravinsky.online. Кто вам помогает в управлении ресурсом?
— Мы все молодые музыковеды – выпускники или студенты старших курсов. Людей с профессиональным журналистским образованием среди нас нет, но есть люди с опытом работы в СМИ или, как минимум, интересующиеся журналистикой в разных её проявлениях. Есть редколлегия из семи человек, без каждого из которых наш проект просто не состоялся бы, а в ежедневном режиме сайтом занимаются на данный момент трое: Кристина Агаронян, Александра Локтева и я.
С этого года появилось ещё несколько человек – условные «стажёры», которые пишут новости или курируют небольшие проекты, некоторые из них влились в нашу команду. Всего нас человек двенадцать.
— Сотрудники получают зарплату?
— К сожалению, пока мы все работаем исключительно на волонтёрской основе. Поэтому придерживаемся концепции взаимного обучения, чтобы все учились чему-то на базе нашего проекта, перенимали опыт друг у друга. Конечно, мне бы очень хотелось найти финансирование и монетизировать нашу деятельность, но для этого нужен рынок. Пока его в этой сфере нет.
— Получается, человек не из музыкального сообщества не может с вами сотрудничать в качестве автора?
— Несмотря на то, что музыкальное комьюнити и правда очень неохотно открывает свои двери для людей не из этой сферы, мой ответ –может. Мы будем рады сотрудничеству с любым человеком, который хотя бы немного в теме и обладает минимальными навыками в области создания текстов. Энтузиазм очень приветствуется.
— Поговорим о структуре Stravinsky.online. Каким образом вы выстраиваете контент-политику?
— Глобально весь контент можно разделить на три ключевых раздела: «Новости», «Афиша» и «Полка», куда мы включаем всё, что можно назвать «большими текстами». Основная задача ежедневной новостной ленты – отображать действительность и формировать повестку дня.
Если лента будет действительно отображать всё, что происходит в области академической музыки, это будет честная фиксация того, что не всё у нас очень хорошо, потому что в некоторых музыкальных сферах ситуация настолько провинциальная, что рассказывая об этом, мы лишь будем воспроизводить эту провинциальность и ничего этим не добьёмся. Поэтому мы пытаемся найти компромисс между отражением объективной картины и тем, что из неё выпадает.
Например, международные новости. Как ни странно, в сфере музыки железный занавес пока ещё сильно чувствуется и коммуникация между отечественными и зарубежными сообществами не налажена. Это меня удивляет, потому что с точки зрения логистики представлять музыку куда проще, чем театр или живопись.
— «Афиша» – это что-то вроде текущего расписания концертов?
— Не только концертов – в принципе мероприятий по этой теме: спектакли, семинары, дискуссии. Музыкальное сообщество в России очень сегментировано, и люди не всегда представляют, чем живут их коллеги. Поэтому «Афиша» – это ресурс, который позволяет собрать в одном месте и презентовать всё самое интересное в этой сфере. Кроме того, эта рубрика очень важна для статистики.
В целом, «Новости» и «Афиша» должны работать в фоновом режиме, чтобы редакция могла двигаться в сторону больших текстов. Мы к этому стремимся.
— Что такое «большие тексты»?
— Аналитические статьи, в первую очередь. Такие статьи должны представлять аналитику культурных процессов, отражать проблемы не только на уровне музыкального анализа, но и на концептуальных уровнях – социологии музыки, например. Нужно, чтобы автор мог выявить тенденции, провести параллели, сравнить одно с другим.
Интервью и рецензии – это тоже «большие тексты», но их в нашей сфере можно встретить, а вот аналитики практически нет.
— С чем это связано?
— Причин несколько. Во-первых, для создания текстов такого плана нужен целый пул серьёзных авторов. К опытным мы обратиться не можем, потому что у нас нет гонораров, а наша молодая команда пока ещё только стремится к такому уровню.
Во-вторых, дело в образовании современных музыковедов. В нашей стране музыковеды учатся вместе с исполнителями и композиторами, а не с искусствоведами, историками и философами, что в итоге сильно влияет на оптику восприятия мира и практические навыки специалиста.
При таком раскладе музыковеды в любом случае умеют играть на музыкальном инструменте, тем самым получая возможность пропустить через себя всё, что чувствует человек, музыку или личность которого они анализируют. Это бесспорный плюс российской системы. Но умеют далеко не все.
Для сравнения – в большинстве европейских стран музыкальную критику изучают вместе с внушительным объёмом гуманитарных дисциплин. Но и у этого есть обратная сторона: возникает риск столкнуться с ситуацией, когда человек будет писать прекрасные с точки зрения «слов» тексты, но очень плохо знать ноты. Я склонен думать, что всё-таки должен быть баланс.
— На что вы опираетесь при составлении контент-плана?
— Конечно, мы ориентируемся на то, что нам интересно. Но не в первую очередь. Для нас важен принцип равноудалённости. То есть, мы всё-таки пытаемся рассуждать о музыкальном процессе с максимально объективной позиции, чтобы избежать педалирования той или иной темы.
Грубо говоря, понятно, что про концерт известного оркестра, например, напишут 30 крупных СМИ. И есть ли смысл быть 31-ым, если за бортом остался очень большой пласт достойных, но неосвещённых событий? Мы выбираем то, что важно для музыки, а не для медиа.
— Например?
— Молодёжные лаборатории. «Большая» пресса туда не ходит, но там скрыт огромный потенциал. Плюс, молодым ребятам нужен критический взгляд больше, чем уже состоявшимся артистам.
Ещё для нас интересны особенные или редкие концерты, куда не пришёл никто из крупных СМИ, или зарубежные фестивали, куда поехал кто-то из нашей команды. Мы стараемся писать рецензии на эти события, несмотря на то, что в первое время решили, что вообще не будем обращаться к этому жанру.
— Почему?
— Всё снова упирается в опыт. Когда мы начинали, его у нас не было. Если бы мы писали рецензии, на это уходило бы всё наше время и силы.
— Какая роль отведена социальным сетям? Мне кажется, сейчас невозможно представить ни одно медиа, у которого их не было бы.
— Социальные сети дополняют сайт и во многом дублируют его. У нас не было задачи создать на их базе ещё одно СМИ. Они лишь инструмент. Stravinsky.online – это некоммерческий сайт, поэтому мы никак не скованы статистикой. Не обязательно, чтобы люди переходили на сайт. Главное – чтобы они прочитали новость, получили информацию, а где – не так важно.
У нас есть Facebook, «ВКонтакте», Instаgram и Telegram. Ядро аудитории находится в Facebook – он на первом месте по числу подписчиков, а на втором – «ВКонтакте». Telegram не очень быстро растёт, и причину этого я пока не понимаю.
Есть мысли о том, чтобы сделать на платформе Instagram свой мини-проект, не повторяющий по своему содержанию сайт, но это пока только идея. Предвидя вопрос о продвижении в социальных сетях, скажу, что оно минимально. Это то, над чем, безусловно, нужно работать.
Сейчас нам очень помогают теги, репосты, упоминания. Самый надёжный пиар случается, когда человек делится нашими материалами у себя на страничке. Платной рекламы у нас нет.
— Вы упомянули ядро аудитории. Кого оно включает? Для кого был создан этот проект?
— Ядро – это люди, связанные с современной музыкой на уровне профессии, то есть те, кто в настоящий момент вершит историю в этой области. Мы стараемся привлекать немузыкальную аудиторию. Условно говоря, все люди, которые, гуляя по Парку Горького, заходят в «Гараж» и не выбегают оттуда с ужасом в глазах, – наша целевая аудитория.
По сути, это все, кто интересуется современным искусством, потому что новая музыка – это ещё одна из его форм, через которую с ним можно познакомиться.
— У проекта есть спонсоры?
— Мы сотрудничаем с большим количеством культурных институций, но спонсоров у нас нет. Более честно будет назвать их творческими и информационными партнёрами.
— Кого из них вы можете отметить?
— Например, Московскую консерваторию и Центр современной музыки – потому, что часть команды работает в консерватории, в том числе и я. Ещё мы сотрудничаем с Гнесинкой, Центром Вознесенского, Институтом искусствознания, Театром Наций, театром Станиславского и Немировича-Данченко (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко – прим. ред.).
Однако сайт существует вне каких-либо институций, а наши мероприятия в офлайне всегда проходят на разных площадках.
— В чём заключается ваше сотрудничество?
— Консерватория и Гнесинка – это пул специалистов, которые могут дать комментарий или стать героями наших текстов. С театром Станиславского и Немировича-Данченко мы делали совместный проект по случаю его столетия: серию лекций, посвящённых постановкам современных опер на сцене этого театра. Это пример создания совместного контента – мы бы не справились без их специалистов.
«Студия» МАМТ и Stravinsky.online организуют лекторий о русской опере
Другая форма сотрудничества – проведение наших мероприятий на различных культурных площадках. Вообще, сообщество к нам очень доброжелательно: всегда очень охотно дают проходки и билеты, иногда даже на действительно эксклюзивные концерты, потому что понимают, что мы работаем на благо этой сферы.
— Получается, Stravinsky.online иногда выходит в офлайн?
— Да, это важная часть нашего проекта. Публичные мероприятия играют большую роль в процессе коммуникаций с аудиторией. Кроме того, обычно впоследствии они становятся контентом или помогают найти новых авторов.
— Можете привести пример?
— Осенью мы организовали семинар по музыкальной критике в области современной академической музыки. Думали, что никто не придёт, потому что тема достаточно узкая, но в итоге из разных городов России на мастер-класс приехали 55 человек. Кто-то из них потом стал с нашим сайтом сотрудничать. Это в очередной раз доказывает, что в обществе есть интерес к этой теме, и он постоянно растёт.
Данная сфера очень активно развивается, но этого нельзя понять из СМИ. Одна из задач Stravinsky.Online – изменить это.
— Stravinsky.online – это просветительский или развлекательный медиаресурс?
— Смотря кого брать в качестве референтов. Если Arzamas или ПостНауку, замечательные просветительские проекты, то мы, конечно, работаем в другом жанре. Мы онлайн-медиа, а не продвинутый интерактивный учебник.
Но просветительство – это не только прочитанная или просмотренная в YouTube лекция, но и грамотно написанная новость, которая рассказывает о каком-то событии, предлагает читателю комментарий эксперта, приводит бэкграунд. Почти все материалы сайта в той или иной мере выполняют просветительскую функцию. Если уж совсем честно, то просветительство в контексте современного искусства стало опасным.
— Почему?
— Никто не любит, чтобы его «просвещали». Хотите ещё один забавный факт? У людей аллергия на слово «академический». Как только они слышат словосочетание «академическая музыка», они перестают воспринимать всё, что ты пытаешься до них донести, несмотря на то, что десять минут назад они сами приклеили к этой музыке такую бирку. Думаю, это связано со старыми советскими предрассудками.
— Какие у проекта планы на будущее?
— Хочется при создании контента придерживаться концепции, которую условно можно назвать «темой номера». То есть, брать за основу какую-то тему и разносторонне её прорабатывать. В музыкальных СМИ такого практически нет.
Ещё в планах – создание большого проекта, который расскажет о композиторах старшего поколения, которые, к сожалению, совершенно брошены всеми институциями. Может, даже не только о композиторах, но и о музыковедах, об исполнителях. Но хотелось бы, чтобы получились не просто интервью, а диалог поколений.
— И всё-таки как журналист не могу не спросить: Stravinsky.online – это онлайн-СМИ?
— Да, мы используем модель интернет-издания, обращаемся к журналистским жанрам. При этом создавая тексты, мы попутно занимаемся просветительством. А-ля журналистская форма – это не цель, а средство разговаривать о музыке.
В нашем случае онлайн-СМИ – это ещё и платформа для коммуникации молодого поколения. В том числе и для сотрудников ресурса. У каждого из нас есть основная работа, но сайт – это ещё один приятный повод собраться вместе.
— Продолжите фразу: Stravinsky.online для меня – это…
— Стиль жизни.
Беседовала Виктория Тарлинская