24 января 2021 в Соборе Петра и Павла в Москве будет звучать органная музыка Арво Пярта и Микаэла Таривердиева. В программе концерта также хоровые сочинения Альфреда Шнитке, Эрика Уитакра, Карла Дженкинса и других композиторов.
Накануне концерта Московского камерного хора, который исполнит основную часть программы, Вера Таривердиева рассказала об истории создания Микаэлом Леоновичем его первого органного концерта “Кассандра”.
— Таривердиев, как известно, обратился к органной музыке в поздний период своего творчества – в конце 80-х. Как Микаэл Леонович пришел к этому?
— Микаэл говорил, что орган интересовал его всегда. Он учился играть на нем еще в годы учебы у Арама Ильича Хачатуряна. У того в классе был маленький орган. И когда Хачатурян уезжал – а это бывало довольно часто – Микаэл Леонович оставался там – сочинял, играл на органе, импровизировал.
В последние годы орган стал его любимым инструментом, он много писал для него, написал симфонию, несколько пьес и хоралов и два концерта – первый из которых – “Кассандра”.
— В одном из интервью вы говорили, что Таривердиев создал “Кассандру” в Пицунде во время ежегодного отдыха в Абхазии…
— Да, Микаэл Леонович каждый год бывал на море – в Сухуми, очень любил это место. Иногда он путешествовал по побережью и как-то оказался на концерте в Пицунде, маленьком курортном городке, известном своими реликтовыми соснами и органом, установленном в 1979 году в бывшем армянском храме.
Сейчас это концертный зал. На нем играла Людмила Габрия-Галустян, молодая талантливая органистка. Красивая, темпераментная, она восхищала своей виртуозностью.
Этот вечер в Пицундском храме стал внешним импульсом, после которого и появился концерт, позже названный “Кассандра”. Первый вариант концерта был готов уже через несколько дней. Он имел подзаголовок ” На тему Фрескобальди” (итальянский композитор – 1583 – 1643 гг.).
Вера Таривердиева: “Музыки Микаэла Леоновича хватит еще на много фестивалей”
— А как появилось само название – “Кассандра”? Имеет ли оно отношение к троянской царевне – предвестнице гибели Трои?
— После возвращения из Сухуми Микаэл Таривердиев оказался в Западном Берлине, где он познакомился с замечательным немецким художником Криcтофом Ниссом. На его выставке, в числе других работ, был выставлен и цикл под названием “Кассандра”. Это был образ героини античной трагедии, предупреждающей сегодняшних жителей планеты о нависшей над нами угрозе войны.
Через несколько лет – в августе 1992 года полыхнуло” в Сухуме. Мы видели по телевизору кадры бомбежек , видели пляж, на котором отдыхали много лет, пирс, над которым летали военные вертолеты, представляли хорошо знакомых людей.
Позже Людмила Габрия-Галустян, уехавшая из Пицунды, говорила:
“Я только теперь поняла, о чем написана “Кассандра”. Это все о нас, о том, что с нами случилось”.
Московский камерный хор выступит в Соборе святых Петра и Павла
— Но все-таки “Кассандра” – это не типичная музыка “романтика Таривердиева”. Музыка более строгая, за исключением лиричной “Арии” с узнаваемой мелодикой Микаэла Леоновича…
— Да, Таривердиев говорил, что в концерте ему хотелось объединить элементы старинной музыки с музыкой сегодняшней, чтобы подчеркнуть, что тема Кассандры – тема предчувствия большой катастрофы, существовала всегда.
Но от своего фирменного языка – тонкой лиричности и запоминающихся мелодии он не мог и не хотел уходить.
Органную музыку Микаэла Таривердиева, Арво Пярта, а также премьеру духовного сочинения А. Шнитке “Сей труд” в исполнении Московского камерного хора можно будет услышать 24 января в 19:00 в Соборе Петра и Павла в Москве.
Билеты и подробности концерта – на сайте Collegium Musicum.
Пресс-служба Московского камерного хора