Московский государственный академический камерный хор (Хор Минина) завершает именной абонемент сезона 2023 — 2024 в Зале Шнитке Московского международного Дома музыки концертом русской хоровой музыки XX века. 7 апреля 2024 года коллектив исполнит сочинения Георгия Свиридова, Сергея Рахманинова и Юрия Буцко.
Все исполняемые произведения тесно связаны с русским музыкальным фольклором.
В первом отделении исполняются два сочинения Георгия Свиридова.
«Три миниатюры» завершены в 1975, впервые исполнены в 1977 году. Два из трех номеров — «Веснянка и «Коляда» — прямо обращаются к жанровым разновидностям фольклора, а открывающий цикл «Хоровод» написан на стихи А. Блока в духе народной поэзии.
«Три старинных песни Курской губернии» для хора и инструментального ансамбля — одно из многих сочинений композитора, созданных специально для Хора Минина. Премьера прошла в 1986 году. Основатель и первый художественный руководитель коллектива Владимир Минин вспоминает:
«В основе (…) произведения лежат песенные образцы курского фольклора из сборника Анны Васильевны Рудневой. Семь из них Юрий Васильевич отобрал для кантаты «Курские песни», созданной в 1964 году. Из остальных собирался сделать новое произведение. Начинал работу, откладывал, вновь возвращался к замыслу…Создавая сочинение, Свиридов слышал, как оно будет исполнено Московским камерным хором».
Солисты — Михаил Филимендиков, Диана Звирко, Денис Новрузов (все — ударные), Елена Ильина (фортепиано).
В первом отделении также прозвучат «Три русские песни для хора с оркестром» Сергея Рахманинова, ор.41 (1926) — одно из самых гениальных воплощений русского фольклора в академической музыке. Поражает сочетание «первозданности» с тонкой композиторской работой.
Известно, что песню «Ах, ты, Ванька…» Рахманинову неоднократно пел Федор Шаляпин, а песню «Белилицы, румяницы вы мои…» (финал цикла) композитор узнал от великой фольклорной певицы Надежды Плевицкой. Эта песня существует в двух равноправных вариантах — для голоса, хора и оркестра и для голоса с фортепиано (сохранилась запись исполнения Рахманинова и Плевицкой). Солистка — Светлана Лухманова. Партия фортепиано — Елена Ильина.
Во втором отделении исполняется Кантата № 3 «Свадебные песни» (1965) выдающегося русского композитора второй половины XX — начала XXI столетий Юрия Буцко (1938 — 2015). В целом, творчество Буцко — симбиоз глубокой почвенности с современным музыкальным языком. В раннем творчестве композитора (как и современников Родиона Щедрина, Николая Сидельникова, Юрия Фалика и других) сильно неофольклорное начало (огромное влияние на композиторов «поколения 1930-х» оказал приезд в СССР в 1962 году Игоря Стравинского); позднее Буцко глубоко погрузился в древнерусское музыкальное искусство (знаменный распев).
«В кантате использованы подлинно народные тексты из материалов фольклорных экспедиций в Архангельскую область и из книги Д. Сахарова «Русские народные песни».
Повествование ведется от лица героини. Шесть номеров кантаты не скреплены сюжетной линией… Разделив их двумя оркестровыми интермедиями, (…) композитор достигает последовательного нагнетания драматизма»,
— Виктор Бобровский.
Кантата Юрия Буцко — реконструкция свадебного обряда, по сути, представляющего собой многодневное театральное действо. Глубоко погружаясь в традицию, Буцко избегает прямого цитирования фольклорных напевов.
Изначально кантата написана для солистки, хора и оркестра. В концерте исполняется вторая авторская редакция для двух фортепиано, солистки, хора и ударных, созданная по заказу Хора Минина.
Солисты: Татьяна Метлина (меццо-сопрано), Елена Ильина (фортепиано), Михаил Сегельман (фортепиано), Михаил Филимендиков (ударные).
Дирижер — художественный руководитель Московского государственного академического камерного хора Тимофей Гольберг.
Пресс-служба Хора Минина