Государственный музыкально-педагогический институт имени М.М.Ипполитова-Иванова в сезоне 2019 – 2020 годов отмечает своё 100-летие.
Старт юбилейным торжествам дан открытием памятника основателю учебного заведения – композитору, дирижёру Большого театра, этнографу, педагогу, первому выборному ректору Московской консерватории и общественному деятелю М. М. Ипполитову-Иванову.
Праздничный музыкальный марафон открылся 3 декабря 2019 года в Большом зале Московской консерватории гала-концертом звёзд мирового исполнительского искусства во главе с Максимом Венгеровым. Юбилейные концерты в рамках марафона состоятся в течение 2020 года. Ректор института Валерий Ворона рассказал об истории вуза и о том, как сегодня ипполитовцы продолжают дело М.М.Ипполитова-Иванова.
Идеи Ипполитова-Иванова актуальны сегодня
Симптоматично, что Ипполитовка – ровесница ВГИКа. Создание этих учебных заведений стало одним из первых проявлений культурной политики новой власти.
Это было, с одной стороны, время всеобуча, с другой – первой волны эмиграции и глобального оттока интеллигенции за рубеж. Уехал основатель русской скрипичной школы Леопольд Ауэр почти со всем своим звёздным классом. Покинули Россию столпы музыкального искусства ХХ века – Стравинский, Рахманинов, Шаляпин, Дягилев, Прокофьев и многие другие. Шла гражданская война. В стране – разруха, голод.
Судьба русской исполнительской школы, ставшей уже общемировым достоянием, да и отечественной музыкальной культуры и образования, оказалась под угрозой. Именно в это время Ипполитов-Иванов на посту ректора Московской консерватории проводил огромную созидательную работу по всем направлениям развития музыкальной культуры, в том числе создавал и наше учебное заведение.
Ипполитовка прошла славный путь от школы, созданной в 1919 году для детей и рабочей молодежи, затем московского музыкального училища до известного в мире вуза федерального значения. В послереволюционные годы образование, в том числе и музыкальное, было остро востребовано обществом.
Во многом благодаря стараниям Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, служившего с 1906 по 1922 годы ректором Московской консерватории, в России стала создаваться сеть музыкальных учебных заведений (кстати, семь из них носит имя Ипполитова-Иванова), и постепенно сформировалась единая музыкально-образовательная система, которая впоследствии дала миру десятки выдающихся музыкантов, навсегда вписавших свои имена в историю музыкальной культуры.
Вы можете спросить, почему Михаил Михайлович остался в России, тогда как многие деятели искусства покинули её после Октябрьской революции 1917 года?
Думаю, что, во-первых, по своей личностной природе он не мыслил себя вне России, во-вторых, ещё до революции он был одержим идеей преобразований, приобщения широких народных масс к вершинам музыкального искусства, которое прежде культивировалось лишь в высших слоях общества, и новое время предоставило такую возможность.
В трудные годы Первой мировой и гражданской войн Ипполитов-Иванов старался сохранить традиции и профессорско-преподавательский состав Московской консерватории, с трудом изыскивая для этого средства.
Думаю, если попытаться определить роль и место Ипполитова-Иванова в нашей культуре, то можно сказать, что братья Антон и Николай Рубинштейны несколькими десятилетиями раньше заложили фундамент отечественного музыкального образования, а Ипполитов-Иванов, образно говоря, достроил это «здание».
Активно общаясь с Луначарским, он проводил гигантскую работу – готовил образовательные реформы, создавал новые учебные планы и особые программы для детей и молодёжи, рабочих и военных, издавал журнал «Музыка для всех», преподавал, сочинял, дирижировал в Большом театре. В результате сформировалась новая отечественная система музыкального образования, которая сразу заняла лидирующую позицию в мире.
Ипполитовка наряду с консерваторией и Гнесинкой стала неотъемлемой частью московской школы, сконцентрировавшей в себе творческие силы высочайшего мирового уровня.
Прошло 100 лет, а задачи, которые решал Ипполитов-Иванов, в наше время приобрели ещё большую актуальность. Сегодня, в эпоху информационной революции, необходимо искать новые формы приобщения молодёжи к национальному культурному достоянию, применяя современные технологии – компьютерные игры, мультфильмы, увлекательные театрализованные представления. Ипполитовка видит в этом одну из главных своих задач!
На это направлены многие наши проекты, в том числе проект «Музыкально-образовательный театр».
Ипполитовский дух отличает жажда преобразований
Будучи ректором консерватории, Ипполитов-Иванов, с одной стороны, прекрасно осознавал её заглавную роль в деле сохранения лучших традиций отечественной исполнительской школы. С другой стороны, он также хорошо понимал и необходимость создания платформы для экспериментов, инноваций, апробирования новых идей, инициатив.
В новом учебном заведении, которое он создал, ему удалось собрать лучших педагогов своего времени и сразу задать образовательному процессу высочайшую планку. Он уделял большое внимание народному творчеству, одним из первых стал организовывать концерты и конкурсы баянистов и исполнителей на других народных инструментах.
Его энергия передалась преподавательскому составу и студентам Ипполитовки. Со временем из них выдвинулись инициативные люди, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной культуры и стали всенародными любимцами.
Ипполитов-Иванов с большим вниманием относился ко всему новому. Например, он первым написал музыку к звуковому фильму. И традиции, им заложенные, стали реальным духом Ипполитовки.
В годы Великой Отечественной войны Ипполитовка продолжала работать в Москве. В это время в недрах училища была создана первая отечественная арфа. Можно сказать, что ипполитовский дух отличает жажда инициатив и преобразований. Эта атмосфера и сейчас присутствует в нашем институте.
Показательно, что именно у нас 60 лет назад было открыто первое в России отделение народного пения, воспитавшее целую плеяду выдающихся и любимых всей страной исполнительниц. Достаточно назвать имена Людмилы Зыкиной, Надежды Кадышевой, Людмилы Рюминой, Надежды Крыгиной, Анны Литвиненко, Екатерины Шавриной, Татьяны Петровой.
У нас пока нет эстрадного отделения, но многие прошедшие академическую школу Ипполитовки эстрадные исполнители стали целой эпохой в эстрадном искусстве. Среди них Алла Пугачева, Игорь Матвиенко, Сергей Мазаев, Александр Малинин, Михаил Шуфутинский, Жанна Агузарова.
Когда Ипполитовка приобрела статус института, у нас возникли новые кафедры, – народных инструментов, композиции, симфонического дирижирования, – которые достойно представляют достижения отечественного искусства в этих жанрах.
Наш институт – инициатор многих общественно значимых проектов, которые мы осуществляем совместно с Благотворительным фондом «Русское исполнительское искусство», созданным 28 лет назад и объединившим ведущих музыкантов страны.
Многие проекты привлекли широкое внимание российской и международной общественности. Среди них первая в мире Международная премия в области музыкальной педагогики имени М. М. Ипполитова-Иванова и Международная премия «Слава – Глория», которую поддержал великий музыкант Мстислав Ростропович.
Особо хочется отметить стипендиально-премиальную программу «Золотой талант», которая в 2002 – 2009 годы охватила более трёх тысяч молодых талантов в России и странах СНГ и помогла сохранить новую генерацию музыкантов-исполнителей.
Программа вызвала новый поток инициатив, и уже силами самих стипендиатов нами проводились такие проекты, как «Возрождение гастрольной карты России», «Восходящая звезда», «Новый век русского исполнительского искусства», «Московский молодежный камерный оркестр», «Московский молодежный симфонический оркестр».
Возникшие сравнительно недавно такие крупные начинания, как фестиваль российско-итальянской культуры «Очи чёрные», фестиваль молодых музыкантов России и Дании и фестиваль оперы и балета «Херсонес», приобрели большую известность у нас в стране и за рубежом.
Профессию музыканта надо занести в Красную книгу
Педагогов-музыкантов, взрастивших мировых звёзд и множество лауреатов международных конкурсов, необходимо оберегать и поощрять. Без них невозможно сохранить нашу исполнительскую школу и то культурное достояние, которое досталось нам от выдающихся предшественников.
Рождение звезды в академической музыкальной культуре – это всегда многолетний тандем наставника и талантливого ученика. Однако профессия педагога-музыканта, к сожалению, в последние годы теряет престиж. Для освоения этой раритетной профессии необходимы огромные временные и интеллектуальные ресурсы, большие энергетические затраты.
Можно с уверенностью сказать, что профессия эта не менее энергоёмка и важна, чем, скажем, профессия футбольного тренера. Однако их статус и материальное обеспечение неадекватно разнятся.
Профессию музыканта надо занести в Красную книгу и охранять всем миром. Нет другой такой профессии, которую надо начинать осваивать в возрасте пяти лет и продолжать совершенствоваться каждый день до конца жизни! Учиться игре на музыкальном инструменте необходимо около двадцати лет, причём без всяких гарантий, что человек состоится как музыкант, что его карьера сложится.
Наша педагогика носит «родительский» характер: российский педагог-музыкант для своего ученика – «профессиональный» родитель. Поэтому у нас есть только один путь – поддерживать педагогов, которые полностью отдают себя ученикам, верить в них и стимулировать их труд.
Общественной инициативе – государственную поддержку
Мы рады, что практически каждый наш проект оказывался актуальным и с интересом воспринимался обществом. Однако экономический кризис остановил и нашу стипендиальную программу, и премию «Слава – Глория», и проект «Восходящая звезда».
Так часто бывает, к сожалению. Поначалу все идёт прекрасно, но происходят внешние катаклизмы, – экономические кризисы, дефолт, санкции, – и в первую очередь страдает культура. Она беззащитна!
Бизнес имеет стабилизационный фонд, благодаря которому государство в кризисные периоды поддерживает крупные предприятия, чтобы они не обанкротились. Культура же такого фонда не имеет, а он необходим. Без государственной поддержки проекты, даже важные для общества, рано или поздно угасают: на личном энтузиазме можно открыть проект, но потом нужно всем миром его поддерживать, ухаживать и выращивать, чтобы появились желаемые плоды.
В этом отношении мне хочется выразить огромную благодарность Фонду президентских грантов, поддержавшему наш проект «Всероссийский открытый конкурс-фестиваль имени М. М. Ипполитова-Иванова», приуроченный к 100-летию института и 160-летию его основателя. Это окрыляет!
В лихие 1990-е мы чувствовали себя в глубоком подполье. Нас не слышали. Рады, что в последние годы ситуация в сфере культуры стала меняться к лучшему.
На примере фонда «Русское исполнительское искусство» можно убедиться, что любая общественная организация мобильнее и быстрее реагирует на запросы общества, чем государственные структуры. Так и должно быть.
Мы видим насущные проблемы и можем быстро на них реагировать: находим спонсоров и воплощаем в жизнь свои идеи. Дальше государству решать, какие проекты поддерживать. Я считаю, надо больше внимания уделять финансированию уже состоявшихся общественных проектов, доказавших свою востребованность и значимость, а не только идеям, заявленным на бумаге.
В некоторых странах так и делают – проводят селекцию и поддерживают лучшее, что возникло по частной инициативе.
Всё хорошее, что возникло и укрепилось в истории нашей культуры, начиналось как инициатива снизу – скажем, Московский художественный театр Станиславский и Немирович-Данченко основали, понимая необходимость театральных реформ, а Ипполитовка возникла по инициативе рабочих Рогожского района Москвы.
В большинстве случаев подобные инициативы исходят от активных граждан, не равнодушных к судьбе страны. Эту общественную энергию надо поощрять и более эффективно использовать.
Общественная инициатива – мощный ресурс. В том, что мы сегодня имеем возможность реализовывать свои замыслы, – о чём в советское время нельзя было даже мечтать! – залог стабильности общества и его духовного здоровья. Значит, общество развивается правильно.
Академическую музыку – на государственные телеканалы!
В середине 1990 годов три сезона подряд мы совместно с Российским фондом культуры проводили цикл телепередач «Звёзды в Кремле», ведущим был Святослав Бэлза. На Первом телеканале страны!
Сейчас это даже представить трудно: академическая музыка почти исчезла с государственных телеканалов. И это серьёзная проблема, которую надо решать.
Хорошо бы принять закон, обязывающий государственные средства массовой информации соразмерно представлять на телевидении достижения страны во всех сферах деятельности, в том числе в области академической музыки.
Когда руководство телеканалов говорит нам: «Классическая музыка не обеспечит нам высокий рейтинг», – это неправда. Как можно говорить, что высшие достижения человечества в музыкальной культуре, где вклад России общепризнан, «не рейтинговые»?!
Мы гастролировали с нашими стипендиатами по многим городам России и всюду имели супер-аншлаги.
Создание высокого рейтинга – это тонкая профессиональная работа, требующая таланта и изобретательности. В этом и состоит задача телеканалов, но они ориентируются преимущественно на вкусы рекламодателей.
Не сомневаюсь, что можно создать увлекательные для широкой аудитории телепрограммы об академической культуре. И на эту тему у нас тоже есть свои предложения.
Зарубежные проекты Ипполитовки
Осенью 2019 года в замечательном и славным своими культурными традициями итальянском городе-курорте Монтекатини-Терме в седьмой раз прошёл организуемый ипполитовцами и фондом «Русское исполнительское искусство» фестиваль российско-итальянской культуры «Очи чёрные», полюбившийся итальянской публике.
Благодаря тому, что фестиваль поддерживается Министерством культуры Российской Федерации, итальянскими спонсорами и городскими властями Монтекатини-Терме, мы можем представлять зарубежной публике российские таланты, молодые дарования, достижения исполнительского искусства нашей страны.
Фестиваль привлекает внимание европейской общественности и вызывает интерес к российской культуре. В нём принимают участие выдающиеся музыканты, деятели культуры, политики и бизнеса. Среди них Никита Михалков, Виктор Третьяков, Владимир Чернов, Борис Фрумкин, Даниил Крамер, Александр Рамм, Сергей Кравченко, Ангелина Вовк, Михаил Куницин, Посол России в Италии Сергей Разов, Принц фон Пройсен, Граф Пётр Шереметьев, глава рода Лермонтовых Михаил Лермонтов и многие другие.
Бессменный участник фестиваля «Очи чёрные» – Московский молодёжный камерный оркестр. Коллектив, которому исполнилось 17 лет, мы создали, чтобы готовить наших студентов к профессиональной жизни – работе в ведущих государственных коллективах, концертной и гастрольной деятельности.
Здесь мы тоже стали первопроходцами: 17 лет назад в России не было работающего на постоянной основе и ставшего заметной концертной единицей молодёжного коллектива, состоящего из лучших студентов московских ВУЗов. Мы первыми создали, можно сказать, сборную Москвы из ипполитовцев и стипендиатов фонда «Русское исполнительское искусство» – студентов консерватории, Гнесинки и других музыкальных учебных заведений.
Оркестр 17 лет существует на общественных началах, гастролирует по всему миру, представляя русское исполнительское искусство в Бельгии, Германии, Дании, Италии, Китае, Монако, Франции, Южной Корее, Японии. Выступает со звёздами мировой величины, предоставляет молодым солистам и дирижёрам возможность состояться.
Жизнь показала, что молодёжный оркестр необходим: молодые исполнители получают в нём профессиональную огранку. Участников нашего оркестра часто даже без конкурса приглашают в прославленные коллективы.
Важная стезя Ипполитовки – творческие школы. Пригласить на работу в институт зарубежного профессора и платить ему гонорары, сопоставимые с западными стандартами, мы не можем. Творческие школы во многом выручают – помогают сориентироваться в современных тенденциях, обменяться опытом, дают материальную подпитку педагогам.
В 2018 – 2019 годах в наш институт приезжали датские музыканты, профессора Королевской академии музыки в Копенгагене и давали мастер-классы нашим студентам, а потом мы по обмену ездили в Данию, где Объединенный российско-датский молодёжный симфонический оркестр дал четыре концерта в лучших залах Дании, в том числе, в Концертном зале Датского радио – одном из самых престижных в мире.
Валерий Ворона: «Бразилия даёт всему миру футболистов, а Россия – лучших музыкантов!»
Работа творческих школ организуется во всех наших международных и российских проектах – фестивалях, конкурсах и симпозиумах.
Ипполитовке – международный статус
Наш институт хорошо знают за рубежом благодаря гастролям, фестивалям, мастер-классам. А после того, как мировая знаменитость – скрипач Максим Венгеров окончил наш институт и ассистентуру-стажировку как дирижёр в классе народного артиста СССР, профессора Ю. И. Симонова, – известность и рейтинг института в мире значительно возросли.
Наш институт музыкально-педагогический. Слово «педагогический» очень привлекает иностранных студентов. Такой диплом за границей позволяет его обладателям занять преподавательскую позицию.
Нами интересуются многие зарубежные учебные заведения, они хотят, чтобы их выпускники могли получить совместный с нашим институтом диплом. Но поскольку Ипполитовка не имеет общежития, мы пока не можем открыть у себя отделение для иностранцев.
Учитывая большой интерес зарубежных коллег к нашему институту, стратегически правильно было бы сделать его Международным музыкально-педагогическим университетом. У нас для этого есть возможности: на участке земли, принадлежащей институту, можно возвести новый корпус с хорошим концертным залом, в которых Москва как одна из музыкальных столиц мира по-прежнему остро нуждается.
В Москве сконцентрированы лучшие творческие силы. Без московской огранки иногородним студентам трудно выйти на международную орбиту.
Если учесть, что желающих получить музыкальное образование в Москве гораздо больше, чем могут вместить нынешние ВУЗы, а также то, что по существующей квоте каждому городу-миллионнику положено иметь оперный театр, симфонический оркестр, музыкальный колледж и музыкальный ВУЗ, то для Москвы, где проживают более двенадцать миллионов, даже пять музыкальных вузов – это мало. Для сравнения скажем, что в Токио более десяти (!) консерваторий.
Что мы оставим будущим поколениям?
Никого не удивлю, если скажу, что Россия давно стала одним из главных очагов по воспитанию талантов в мире. Но если говорить о перспективах развития, то, сидя в жюри конкурсов, мы видим, что общемировой исполнительский уровень растет, а доля российских лауреатов, увы, уменьшается, при этом наблюдается очевидный перекос к технической стороне исполнения. У нас все вундеркинды до 14 лет, а потом… не хватает интересных, глубоких музыкантов.
Особенность русской исполнительской школы в том, что её достижения в методологии и технологии подчинены развитию и воспитанию личности. Российских музыкантов всегда отличало особое чутьё в постижении сути и глубины исполняемых ими великих творений. Природа этих возможностей – и в традициях преподавания, и в генетической памяти поколений, основанной на особенностях героической истории России с её необъятными просторами, колоссальным опытом взлётов, испытаний, трагедий и побед.
Этот генетический код и позволяет чутко воспринимать особенности бытия, постигать глубину, противоречивость и красоту этого мира, которые находят отражение в музыкальных шедеврах.
Голливуд славится своим кинематографом, Германия – производством автомобилей, Бразилия – футболистами, а Россия дает миру выдающихся музыкантов. Это наша миссия и гордость, как сейчас говорят, одно из наших главных конкурентных преимуществ.
Мир нуждается в переоценке ценностей. Сегодня, когда человечество стало перед страшной угрозой коронавируса, мировое сообщество переживает особый, поворотный момент.
Человечество остро нуждается в объединении. Музыка способна сыграть в этом существенную роль: не имея границ и языковых барьеров, она призвана объединять людей.
К счастью, Россия как ведущая музыкальная держава пока ещё обладает непререкаемым авторитетом в этой сфере. Наша культура и наши исторические ценности не нуждаются в заимствовании. Напротив, все цивилизованные страны изучают наше культурное достояние и учитывают его.
Мы любим себя ругать, но сейчас, когда вынужденно сидим по квартирам, нам самое время подняться над сиюминутными проблемами, оглянуться на нашу историю, вспомнить о наших великих предшественниках – учёных, писателях, художниках, музыкантах, философах, – произвести своеобразную «инвентаризацию ценностей» и разобраться, что надо взять с собой в будущее, а что ненужное и отжившее оставить в прошлом.
Если мы ищем новую идею, то, на мой взгляд, она заключается в приоритете культуры, за которую мы ответственны перед прошлыми и будущими поколениями, – здесь мы пока сильны и интересны миру. В этом и заключается наша историческая миссия. Уверен, что при таком подходе Россию ждёт процветание во всех сферах, как это уже было в нашей истории.
Такого подхода мы и придерживаемся в своей работе, думая о будущем института как составляющей части нашей общей культуры. Единственное, чего нам не хватает – это соответствующей материальной базы, достойной славной истории Ипполитовки. Надеемся, что к 100-летию нас услышат.
Записала Лилия Ященко