Выдающийся скрипач Игорь Давидович Ойстрах ушел из жизни в августе 2021 года. По прошествии некоторого времени журналистка Дарья Жиссо побеседовала с Валерием Игоревичем Ойстрахом, продолжателем дела знаменитой музыкальной династии, профессором Королевской консерватории в Брюсселе.
— Ваш отец был великим музыкантом. А ведь часто говорят, что «На детях гениев природа отдыхает»…
— Отец был, безусловно, скрипачом мирового класса. Именно благодаря наличию у него сочетания неповторимых качеств: уникальной техники, исключительного, яркого звучания, мужественного звука, собственной оригинальной интерпретации.
Все подсознательно часто ожидали некой «похожести» стиля игры сына на игру его прославленного отца, Давида Ойстраха. Но мой отец совершенно не копировал его игру и обладал своей индивидуальностью. Довольно трудно в нескольких словах выразить всё богатство и многообразие его натуры.
— Международная карьера Игоря Ойстраха началась сравнительно рано…
— Заявлять о своей фамилии отцу в свое время не пришлось: будучи еще совсем юным скрипачом, он получил первые престижные премии и, после, уже был замечен и приглашен именитыми зарубежными импресарио, в частности, в Альберт-Холл, в Лондоне. Отец выступал с действительно великими дирижерами двадцатого века и замечательными оркестрами.
Важнейшие творческие достижения были в дуэте с моей мамой Натальей Зерцаловой. Кстати, после записи всех сонат Бетховена для скрипки и фортепиано они были удостоены членства Бетховенского общества в Бонне, в Германии. Именно концерты и сонаты Бетховена считались мерилом мастерства скрипача. Поэтому это и стало исключительным подтверждением таланта папы, высокой, именно исполнительской, зрелости.
В его жизни был немало значимых встреч. Большое значение для нашей семьи имело знакомство, в частности, с королевой Бельгии Елизаветой. Эта выдающаяся женщина покровительствовала наукам и искусствам.
В 1959 году у папы был дебют во Дворце изящных искусств в Брюсселе. После королева предложила ему поиграть с ней дуэты для двух скрипок. Она прекрасно играла на скрипке. Когда королева спросила его, какую он может посоветовать ей аппликатуру в одном сложном месте двойного концерта Баха, папа предложил ей свой вариант. Она явно оценила это, заметив: «Ваш вариант для меня удобнее, чем тот, к которому я привыкла». Отец не знал на тот момент, что этой аппликатуре королеву обучил сам Эжен Изаи.
— Столь насыщенная творческая биография наверняка не давала вашему отцу скучать даже в преклонном возрасте…
— Безусловно, но после ухода моей мамы, Натальи Николаевны, состояние здоровья отца сильно ухудшилось. Это неудивительно, ведь они прожили 57 лет вместе, в гармонии, любви и творчестве. Они успели познать и счастье статуса дедушки и бабушки, радовались успехам долгожданного внука Роберта.
Когда папа попал в реанимацию с воспалением легких, откуда уже не вышел, сложно было представить, что все настолько серьезно. Ведь буквально несколько месяцев назад он принимал поздравления с юбилеем. Со всего мира ему отправляли поздравления, и он сам не верил, что ему 90 лет.
— Музыкальный критик, журналист Генри Рот в одном из материалов дал следующую характеристику династии Ойстрахов: «В после-паганиниевскую эпоху Ойстрахи были первым примером скрипачей, отца и сына, добившихся карьер солистов и признания международного уровня». К счастью, вы являетесь активным продолжателем талантливой династии…
— Я продолжаю дело отца несмотря на то, что утрата, которую понесла музыкальная культура с его уходом, невосполнима. Он, как и мой дед, Давид Ойстрах, щедро отдавал свой талант народу и развитию мировой музыкальной культуры. В Европе и в Соединенных штатах критики до сих пор называют отца не иначе как «Князем Игорем», по аналогии с моим дедом, Давидом Ойстрахом, которого когда-то окрестили «Царем Давидом».
Мы благодарны всем, кто откликнулся и поддержал нас. Игорь Ойстрах был больше чем отец, он являлся настоящим наставником для меня, другом, партнёром по сцене, очень любимым и значимым, исключительным музыкантом и человеком.
Дарья Жиссо, “Музыкальный Клондайк”