Одним из гостей XXIV международного фестиваля оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс» стал тенор Артем Голубев. Победитель и лауреат международных конкурсов сегодня является солистом Пермского театра оперы и балета имени Чайковского. До этого Артем успел поработать на разных театральных подмостках России. На сцене Государственного театра оперы и балета Республики Коми Голубев вышел в партии Альфреда в опере Верди «Травиата», а накануне сыграл Пинкертона в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Приглашенный тенор ответил на несколько вопросов корреспондентов БНК.
– Артем, вы приняли участие в премьерной постановке «Травиаты» в начале фестиваля. Ваше впечатление от спектакля?
– «Травиата» – один из моих любимых спектаклей, а партия Альфреда, наверное, вообще самая любимая. Я исполнял ее на разных площадках: в Москве, Екатеринбурге, Челябинске. По поводу спектакля в Сыктывкаре хотелось бы сказать следующее – мне очень комфортно было работать с труппой и режиссером. Борис Лагода – настоящий профессионал своего дела, он настоящий фанат оперного искусства. Коллеги отнеслись ко мне очень дружелюбно, доброжелательно. Это важно, чтобы на сцене царила такая атмосфера, когда нужно быстро «войти» в спектакль. Премьера, мне кажется, удалась. Публика постановку восприняла очень положительно, и это мягко сказано, аплодисменты звучали на протяжении всего спектакля, а в финале были настоящие овации, артистам вручали цветы. Все получилось.
– Второй спектакль, в котором вы приняли участие, «Чио-Чио-сан» – одно из сложнейших произведений оперного искусства. Насколько комфортно вы чувствуете себя в роли Пинкертона?
– Пуччини – это абсолютно отдельная для меня персона в музыкальной культуре. Его произведения удивительны: «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй». Это сочетание драматизма и великолепного музыкального текста завораживает. Партия Пинкертона непростая, но потому и интересная. В спектакле, который стал частью программы «Сыктывкарса тулыс», мне посчастливилось выйти с Еленой Дементьевой, солисткой Екатеринбургского государственного академического театра оперы и балета. Мы с ней выступали не раз и пели во многих спектаклях. Елена – профессионал с большой буквы, шикарная партнерша и, не побоюсь этого, одна из лучших Чио-Чио-сан, которую я слышал. Надеюсь, зрителю понравилась наша работа.
– Ваш послужной список впечатляет. Вы успели поработать в Омске, Новосибирске, Челябинске. Почему происходило столько переездов?
– В Омске я работал, потому что учился в этом городе. В 2006 году окончил Омский музыкально-педагогический колледж по специальности «Музыкальное образование», а в 2010-м — Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, отделение академического пения. Судьба подарила мне замечательного педагога – Наталью Ивановну Огневу, и я остался работать в Омской филармонии. Первым моим профессиональным театром стал Новосибирский академический театр оперы и балета. Там я проработал два года. Это был очень важный этап наработки практического опыта. Когда приехал на прослушивание, я попал к ставшему легендой Теодору Курентзису, с которым, кстати, сейчас работаю в Перми. Тогда он занимал пост главного дирижера и превратил театр в площадку с мировым именем. Потом были Челябинский театр оперы и балета им. М. И. Глинки, Екатеринбургский театр оперы и балета, московский театр «Новая опера» им. Е. В. Колобова. На мой взгляд, каждый певец должен попробовать свои силы на разных площадках, поработать с разными дирижерами и режиссерами. В этом – залог роста и развития. Нужно постоянно смотреть и впитывать новое.
– Вы победитель и лауреат международных конкурсов вокалистов. Насколько важно певцам пробовать свои силы в подобных состязаниях?
– Был период в студенческие годы, когда я много ездил, выступал. Начинающему вокалисту конкурс может дать очень многое. Ты едешь, смотришь на коллег, любой конкурс – это отличная площадка для обмена опытом. Даже если ты ничего не выиграешь и не возьмешь призов, все равно ты получишь очень много пищи для размышления. А это тоже очень ценно. Два-три конкурса певец обязательно должен пройти, равно как и принимать участие в различных мастер-классах.
– Вы родились в Кривом Роге, как оказались в Омске?
– Мой дед – военный, прошел две войны, дослужился до звания полковника. Так сложилось, что он много ездил по Союзу, а вслед за ним путешествовала и вся семья. Жили и в Москве, и на Дальнем Востоке. Осели как раз на Украине, где я и родился. Потом мы переехали в Сибирь, мне было три года.
– Вы в каком-то смысле продолжаете движение. Постоянно перемещаетесь по городам страны, от одного театра к другому. Желание осесть в одной точке не возникло?
– Мне кажется, настоящий вокалист не может и не должен нигде «оседать». Певец должен всегда находиться в движении, только так он будет развиваться. Вот попадешь в одну точку, осядешь, и развитие замедлится, а потом наступит такой момент, когда и вовсе прекратится, атрофируется. Вот я к этому пока не готов. Хотя, не буду спорить, это мой персональный взгляд на положение вещей. Есть множество примеров, когда артисты работают десятилетиями в одном театре, перенимают традиции и при этом растут. Но вот в моем случае это неприемлемо. Ездить необходимо.
– Перед началом фестиваля директор нашего театра Валентина Судакова представила вас не только как приглашенного гостя, но и как потенциального солиста нашего театра. Правда ли это?
– Конкретного разговора пока не состоялось, он будет в конце фестиваля; но такая возможность существует. Мне было бы интересно сотрудничество с вашим театром, это тоже очень интересный опыт.
– Для чего, на ваш взгляд, нужны такие фестивали, как «Сыктывкарса тулыс»?
– Давайте просто посчитаем – неделя фестиваля для зрителя представит четыре оперных спектакля и несколько балетных. Среди них – премьерные постановки, например «Травиата». И, как мне известно, есть спектакли, которых публика не имеет возможности посмотреть в сезоне. Сам по себе этот факт играет большую роль. Кроме того, для участия в фестивале приглашаются солисты, дирижеры, музыканты. Это равносильно очень насыщенному глотку свежего воздуха для местной культурной жизни. Все это не только помогает развиваться самому театру, но и поднимает на новый уровень оперное и балетное искусство республики в целом.