Рязанская филармония завершает 84-й концертный сезон необычной программой.
Вместо традиционного формата, где в одном вечере выступает именитый солист с оркестром и звучит масштабное симфоническое произведение, прозвучат три инструментальных концерта Арама Хачатуряна, 120 лет со дня рождения которого исполняется 6 июня 2023 года: Концерт для скрипки с оркестром, Концерт для фортепиано с оркестром и Концерт-рапсодия для виолончели с оркестром.
Вместе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселкова эти произведения исполнят солисты трио им. А. Хачатуряна из Армении: скрипач Карэн Шахгалдян, виолончелист Карен Кочарян и пианистка Армине Григорян.
Накануне концерта сотруднику пресс-службы Рязанской филармонии Евгении Породиной удалось пообщаться с музыкантами о прошлом, настоящем и будущем армянской музыкальной культуры.
— Музыка Арама Ильича с завидной частотой звучит в концертных залах по всему миру. Но есть ощущение, что творчество его представлено как-то однобоко – всё «Танец с саблями» да Вальс к «Маскараду»…
Карэн Шахгалдян (КШ): Арам Ильич заложник своего же успеха. Слушатели ждут от его музыки привычных и любимых мелодий, а ведь он очень разный и не менее великий в остальных сочинениях. Редко звучит потрясающая Вторая симфония – настоящая жемчужина симфонической музыки, почти не исполняются его камерные сочинения, очень интересные по композиторскому замыслу. Да и многие другие произведения…
Армине Григорян (АГ): Но мы как участники трио, носящего имя мастера, считаем своим долгом знакомить слушателей разных стран с неизвестным Хачатуряном.
Карен Кочарян (КК): Например, недавно на фестивале в Екатеринбурге мы вместе с великолепным музыкантом, альтистом Максимом Новиковым исполнили соло сонаты Арама Ильича, написанные в последние годы жизни композитора. Невероятно интересная музыка, совершенно иной образ Хачатуряна, мыслителя, философа.
— В Рязани прозвучит программа, которую хочется назвать марафоном инструментальной музыки Арама Хачатуряна, – три концерта с оркестром с разными солирующими инструментами. Как возникла идея объединить эти произведения в одну программу?
КШ: Идея возникла сама собой, собственно, из состава нашего ансамбля, так как каждый из нас с удовольствием играет сольные программы, а Тройного концерта у Хачатуряна нет, поэтому мы решили объединить три концерта в одном вечере.
КК: Эта программа у нас существует давно, ещё на 110-летнем юбилее Арама Хачатуряна в 2013 году мы исполнили три концерта в Армении и в ряде городов России.
— Из всех трех концертов – концерта для фортепиано с оркестром, концерта для скрипки с оркестром и концерта-рапсодии – Скрипичный имеет самую большую популярность.
КШ: Как мне кажется, есть несколько факторов действительно счастливой судьбы этого концерта. В процессе создания Арам Ильич тесно общался с Давидом Фёдоровичем Ойстрахом, которому концерт посвящён. Давид Фёдорович создал свой вариант каденции, участвовал в создании партии солиста, благодаря этому она очень «скрипична», виртуозна и лирична одновременно.
И опять-таки, последующей судьбе концерта очень помогла фигура Ойстраха, который играл его довольно часто и «заразил» им многих своих знаменитых коллег в стране и за рубежом.
У скрипачей есть набор обязательных для солиста «больших» концертов – Бетховен, Брамс, Чайковский, Сибелиус, Первый концерт Шостаковича, Первый концерт Прокофьева, и Хачатурян дополняет этот список на равных правах. В нём есть абсолютно всё для того, чтобы показать все свои возможности: виртуозные, интеллектуальные, музыкальные, эмоциональные.
— Фортепианный концерт тоже когда-то был популярен. А сейчас его практически не исполняют…
АГ: Я считаю, что это несправедливо и незаслуженно. Думаю, что причина кроется в боязни многих оркестров, дирижеров и солистов изучить что-то новое и желания идти по проторенной дорожке… Лично для меня это один из самых любимых моих концертов.
— Если в популярности и удачности Скрипичного концерта сыграл немаловажную роль Давид Ойстрах, то Концерт-рапсодию для виолончели с оркестром исполнил впервые Мстислав Ростропович (ему же произведение и посвящено). Но ведь сам Арам Ильич играл на виолончели и наверняка имел подробное представление о возможностях инструмента.
КК: Концерт-рапсодия, в отличие от двух вышеупомянутых произведений, это одночастное произведение, хотя имеет трехчастную структуру: мелодичное начало, скерцозную среднюю часть и виртуозный галоп в заключительной части. Концерт-рапсодия технически сложен, но при этом в партии присутствует логичное построение пассажей. Арам Ильич очень хорошо чувствовал гриф и понимал позиционные особенности виолончели.
— Тембр виолончели созвучен народной армянской музыке?
КК: Как известно, звук виолончели самый близкий из всех музыкальных инструментов к тембру человеческого голоса. А так как в основе народной музыки всегда лежит песня, то, на мой взгляд, тембр виолончели очень естественно озвучивает армянский мелос.
— Если вернуться к теме знакомства публики с неизвестным Хачатуряном, то главным центром, где хранится творческое наследие композитора, является Дом-музей Арам Хачатуряна в Ереване. И Вы, Армине, успешно его возглавляете с 2004 года. Есть ли какие-то страницы в творческом наследии Арама Хачатуряна, которые еще предстоит открыть?
АГ: В архиве музея почти шестнадцать тысяч писем, афиши, рукописные ноты, личные вещи композитора и членов его семьи, музыкальные инструменты, которые имеют отношение к жизни и творчеству маэстро. В музее ведется активная исследовательская работа, издаются сборники писем, альбомы, ноты, проводятся конференции. Так что творчество Арама Ильича еще предстоит полностью изучить.
— Армине, расскажите немного о Доме-музее.
АГ: Дом-музей Арама Ильича построен на основании особняка в центре Еревана, подаренного композитору правительством Советской Армении в 1945 году. Это один из самых любимых культурных центров столицы, активно посещаемых как ереванцами, так и гостями нашего города. В музее есть мемориальная часть, десять экспозиционных залов, концертный зал, живущий своей особой жизнью, фонотека, библиотека и прекрасный внутренний дворик, где также проходят мероприятия.
— Какой самый необычный или особенно значимый экспонат в коллекции музея?
АГ: Я считаю, что самый ценный и важный экспонат представлен в мемориальной части нашего музея – это личный рояль марки Blütner, свидетель творческих поисков и побед маэстро.
Трио имени Хачатуряна отметит в 2013 году юбилеи Рахманинова и Хачатуряна
— Ваш коллектив возник сначала под другим названием – трио «Arsika». В 2008 году трио присвоено имя Арама Хачатуряна. Как это произошло? Почему решили поменять название?
КШ: Так как мы, будучи ансамблем, представляем армянскую культуру во всём мире, после нескольких лет совместных репетиций и выступлений решили, что будет правильно, если имя Арама Ильича с его действительно планетарной популярностью поможет нам своим масштабом. И мы очень рады, что сын маэстро дал нам своё согласие на это.
— Как выстраивается работа в вашем трио? У каждого из участников есть какие-то свои роли или решения принимаются коллективно?
КК: Мы вместе уже 17 лет, это годами проверенная связь трёх индивидуальностей, объединённых одной общей идеей. Роль каждого из нас – это служение музыке, мнение каждого, ступенька к достижению цели.
— А музыку современных армянских авторов исполняете?
КШ: Да, несколько лет назад мы записали диск с трио армянских авторов – Ваграма Бабаяна, Вардана Аджемяна, Левона Чаушяна, Рубена Саргсяна.
КК: Не только исполняем, но и даже участвуем непосредственно в создании произведений. Как пример, трио Тиграна Мансуряна, посвящённое Альфреду Шнитке, было написано по нашему заказу. Автор в процессе написания часто приглашал нас к себе домой посоветоваться, поделиться идеями, спросить наше мнение по той или иной части.
— Арам Хачатурян – один из лидеров музыкальной культуры Армении. На кого ориентируются сегодня молодые армянские композиторы?
АГ: Как говорил один из самых известных художников Армении Мартирос Сарьян: «Арам Хачатурян проложил дорогу всем последующим армянским музыкантам и сам прошел по самому основному пути в своем творчестве».
КК: Армянская композиторская школа во второй половине двадцатого века переживала очень большой подъем. Арно Бабаджанян, Эдвард Мирзоян, Александр Арутюнян, Адам Худоян, Лазарь Сарьян – имена, прославившие армянскую музыка во всем мире.
КШ: Сегодня в Армении есть очень интересные авторы: Эдуард Айрапетян, Ваче Шарафян и многие другие.
АГ: Я считаю, что мы как армянский камерный ансамбль несем некую ответственность за исполнение и распространение армянской музыкальной культуры во всем мире.
Евгения Породина, пресс-служба Рязанской филармонии