
Британский хореограф в интервью ForPost раскрыл подробности подготовки нового балета для Севастопольской оперы.
Балет «Грозовой перевал» в хореографии Джоны Кука по одноимённому роману Эмили Бронте, премьера которого состоится в Севастополе 29 и 30 июля 2024 на сцене ДКР, завершил свой долгий путь от момента зарождения до постановки на сцене.
О том, как создавался первый для Севастопольского театра оперы и балета двухактный балет, как шла работа над музыкой и почему же «Грозовой перевал» затронет души севастопольцев, нашему изданию рассказал сам хореограф-постановщик.
— Джона, почему вы выбрали именно этот роман?
— Во-первых, мне кажется, эта история созвучна с традициями русской литературы. История сама по себе универсальная. Во-вторых, мне нравятся характеры главных героев. Как каждый из них совершает разные путешествия по роману.
Темп романа быстрый, в нём много действия, что соответствует канонам театральных постановок.
— Если говорить о героях произведения и, соответственно, постановки — всех ли из романа вы выводите на сцену?
— Вы правы в том, что роман особенно сложен в постановке, и, конечно, всех персонажей показать в балете было невозможно. Структура повествования прыгает вперёд и назад во времени, при этом рассказ ведётся практически одновременно разными персонажами. Поэтому многих персонажей, которые есть у Эмили Бронте, мы опустили. Это сделано для того, чтобы через раскрытие главных персонажей показать глубину этого романа.
— Кто главные герои балета?
— На мой взгляд, главные герои — это те, кого вы увидите на сцене. Это Хитклифф, Кэтрин Эрншо, Эдгар Линтон, Изабелла Линтон и Нелли. Именно эти персонажи развивают повествование, а взаимоотношения между ними полны конфликтов.
Но однозначного ответа на вопрос о том, кто же главный герой, — не существует. Думаю, это зависит от отношения каждого зрителя к истории и от того, какой персонаж нравится зрителю больше всего. Я постарался, чтобы история каждого персонажа сияла и развивалась в глубину на протяжении всего спектакля.
— Вы заканчивали выдающееся учреждение культуры — Королевскую школу балета в Лондоне. Там рассказывали про наследие русского балета?
— Это было чудесное место для учёбы. Школа стремится погрузить учеников в мир балета. А преподавание истории балета — ключевая часть этого процесса.
Будучи студентом, я много узнал о творчестве Дягилева: его «Русских сезонах», сотрудничестве с Нижинским, Фокиным и т.д. Меня впечатлило новаторство того времени.
Конечно, когда опустился железный занавес, все балеты, поставленные в России в советское время, не были видны остальному миру. Это, конечно, огромная утрата, и это значит, что та часть истории русского балета прошла мимо моей школы.
Мой первый опыт знакомства с русским балетом был уже в Мюнхене в 2016 году, когда я танцевал Красса в постановке Юрия Григоровича «Спартак». Все дальнейшие знания о русской школе балета я получил, уже когда приехал жить и работать в России.
— Совсем недавно вы были солистом МАМТа, а параллельно стали ставить балеты как хореограф. Как в вас уживаются эти две всё же разные профессии?
— Я люблю работать танцовщиком и регулярно танцую. Я не привык отделять профессию артиста балета от профессии хореографа, отдавая кому-то главенство. Мне кажется, что одно служит другому — и наоборот.
— Что вам как танцовщику важно в вашей же профессии хореографа?
— Я абсолютно уверен, что важно показать свой «багаж» на сцене. Иначе что ещё я могу предложить? Весь этот жизненный опыт собран в моей психологии, и только благодаря этому у меня сложилось мнение о мире.
Балет «Грозовой перевал», который мы впервые покажем в Севастополе, — это «Грозовой перевал» моими глазами. Важно продолжать собирать опыт, наблюдать за людьми, анализировать психологию разных людей и сравнивать её с персонажами, которых я пытаюсь изобразить, находить сходство между моей психикой и всеми разными персонажами, сопереживать различным ситуациям персонажа. Художник использует жизнь для создания произведения, иначе оно не находит отклик у зрителя.
— Как вы выбирали артистов для этого балета?
— Главное было понять, подходит ли тот или иной артист для роли, которую мы хотели предложить. И в результате у нас замечательный состав талантливых артистов: Сергей Полунин, Ксения Рыжкова, Александр Волчков, Екатерина Одаренко, Валерия Муханова, Алексей Любимов и другие.
— Расскажите о музыке к этому балету.
— В основном мы используем струнную музыку Филипа Гласса и Хильдур Гуднадоуттир. Также у нас есть композиции Деймона Албарна, Татьяны Шатковской и традиционных ирландских музыкантов. Работать над музыкальной стороной спектакля было одно удовольствие.
— Дирижёр-постановщик балета не менее важен, чем композиторы. С каким дирижёром и с каким оркестром вы работали, чтобы сделать постановку?
— Всё это время мы работали с Московским молодёжным камерным оркестром. Над постановкой «Грозового перевала» работал прекрасный дирижёр Артём Абашев. И мы все очень хотели, чтобы премьера балета в Севастополе состоялась вместе с оркестром, как и было запланировано. Но, к сожалению, из-за переноса балета со сцены в Херсонесе на сцену в ДКР мы не сможем привезти оркестр, поскольку в ДКР слишком маленькая оркестровая яма и оркестр там разместить невозможно.
— Вы бы хотели, чтобы эту постановку увидели у вас на родине, в Британии?
— Я думаю, что увидеть эту постановку в Великобритании невозможно. Но меня это не печалит. Больше всего я буду рад представить этот балет как можно большему количеству зрителей в Севастополе и других регионах России.
— Как бы вы рекомендовали людям подготовиться к премьере этого балета?
— Я бы посоветовал людям посмотреть историю, которую мы рассказываем. Книга невероятна как произведение литературы, однако, чтобы адаптировать её к сцене, мне потребовалось почувствовать себя комфортно в своём собственном анализе романа.
Я показываю своё мнение о персонажах и своё ощущение свободы делать выбор, который лучше работает именно в театральной постановке. Я надеюсь, что зрители будут сопереживать героям на сцене, признавая и принимая в них недостатки.
Сергей Абрамов, ForPost