На гастролях в Воронеже легендарная пианистка призналась, что советует даже 17-25-летним исполнителям не думать о том, сколько они будут получать за концерт, а сосредоточиться на самосовершенствовании.
Высокий тон 91-му концертному сезону симфонического оркестра филармонии задает выступление Элисо Вирсаладзе.
Легендарная пианистка открыла его вместе с воронежскими музыкантами: в программе 9 и 10 сентября народная артистка СССР сыграла Первый фортепианный концерт Чайковского.
“Мне приятно выступать в Воронеже с маэстро Владимиром Вербицким. В далеком 1980-м мы играли вместе в Испании. Гармония с дирижером – великая вещь, она дает свободу выступления”,
– призналась накануне концерта Элисо Константиновна.
Мы поговорили с артисткой о сегодняшних проблемах в музыке. Известная пианистка считает, что сделать имя можно только трудом и талантом. Хороших исполнителей много, но не все они могут пробиться, особенно через строй тех, кто применяет бронебойную артиллерию в продвижении.
“Я терпеть не могу пиар, его гораздо больше, чем хотелось бы вообще. Мне кажется, это убивает и само искусство, и тех молодых музыкантов, которых начинают «раскручивать» уже с 10 лет.
А что же с ними будет еще через десять? Полная катастрофа. Ребенку невозможно выдержать психологически такую нагрузку и давление со всех сторон – родителей, педагогов, менеджеров, которые стараются продвинуть.
К сожалению, сейчас зачастую пиар строится на оголении: чем откровеннее одета исполнительница, тем больше известность.
Не могу сказать, что я против рекламы, она, безусловно, необходима. Особенно для действительно настоящих музыкантов, которые не способны локтями пробивать себе дорогу на сцену. Их очень много.
Вообще, чем талантливее музыкант, кстати, тем ему труднее себя показывать. Вот для этого нужна реклама – чтобы их продвинуть. А сейчас рекламируется то, что уже достаточно продвинуто, эта реклама уже задавила.
Я против шумихи, которая разворачивается вокруг личностей, которые только-только начинают карьеру. Они лишь вылупились, еще ничего не создали. У нас же как сейчас: 2-3 раза сыграл в сериале – уже звезда…”
– А как вы настраиваете учеников?
– Единственное, что я могу посоветовать молодым музыкантам, – быть преданными своему делу. Потому что это очень трудно. Не так трудно, как балет, который является более изнурительной работой, или цирк, который я обожаю и считаю великим искусством, я преклоняюсь перед цирковыми артистами – они не могут блефовать.
А музыкантам нужно быть преданными, потому что музыка в принципе не прощает поверхностного отношения. Преданность не в том, чтобы играть каждый день по несколько часов. Это внутренняя преданность – когда то, чем вы занимаетесь, для вас первостепенно, самое главное.
Что такое преданность? Вы все время должны быть в музыке, даже когда не играете. У меня почти никогда не бывает свободной голова: я или прокручиваю какое-то произведение, которое недавно выучила, или вспоминаю что-то, что хотела бы сыграть иначе.
В работу над собой еще входит походы в кино и театр, чтение. А если вы в 17 лет думаете, сколько вам заплатят за концерт, сколько вы будете получать… я считаю, этот вопрос не должен вставать у 17-летнего и даже у 25-летнего музыканта. Не о том надо думать.
– Какой бы была ваша жизнь, если бы вы не выбрали музыку?
– Я никогда не задумывалась, кем я буду, выбор произошел естественно. Если бы я не выбрала судьбой музыку, наверное, занималась бы языками. Я говорю довольно свободно на многих, правда, на каждом с акцентом.
– Кто для вас идеальный слушатель?
– Возможно, вы удивитесь, но самый благодарный и любимый мой слушатель в России. Не могу сказать, что я не люблю играть за рубежом, но там все совершенно другое.
Может быть, из-за того, что у нас жизнь очень непростая: она требует много душевных затрат для того, чтобы просто выживать, у людей, которые ходят на концерты.
В остальном я не делаю различий – Воронеж это, Нижний Новгород, Милан или Лондон: каждый концерт требует максимум отдачи. Но отдачу от публики я получаю больше всего в России.
Татьяна Подъяблонская, “КП-Воронеж”