19 ноября 2019 в 19.00 в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится уникальный концерт «Русское музыкальное барокко» проекта “Русская духовная музыка в столице и регионах России”, реализуемого в рамках национального проекта «Культура» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Екатерина Антоненко, инициатор проекта и художественный руководитель одного из участников концерта – вокального ансамбля INTRADA, – рассказала о предстоящем событии.
— Екатерина, ваш проект, связанный с русским духовным музыкальным наследием разных веков, успешно прошел в трёх российских городах – Суздале, Омске и Перми. Расскажите о заключительном концерте.
– Думаю, такой концерт будет проводиться впервые. Он приурочен ко второй по счету конференции, посвященной русскому музыкальному барокко. Первая проходила в 2016 году. Тогда (и это было уникально) Наталье Юрьевне Плотниковой удалось объединить практически всех людей, которые занимаются этим периодом истории музыкального искусства.
Вторая конференция, помимо двух дней заседаний, также будет включать творческую встречу с руководителем ансамбля «Сирин» Андреем Котовым и мастер-класс руководителя ансамбля «Знамение» Санкт-Петербургской консерватории – Татьяны Швец.
В концерте «Русское музыкальное барокко» мы постарались объединить многих исполнителей, которые им занимаются. INTRADA поёт во втором отделении, а в первом выступят три замечательных коллектива: «Ex Libris» в мужском составе, женский ансамбль «Узорика» и ансамбль «Хронос».
В нашей стране, насколько мне известно, такого никто ещё не делал.
— В программе прозвучит музыка конца XVII – первой половины XVIII вв. Многие сочинения будут исполнены впервые…
– Начав исполнять музыку русского барокко, мы поняли, что это – настоящая сокровищница. При этом многохорные партесные сочинения требуют высочайшего исполнительского уровня, например, концерт Василия Титова на 12 голосов «Начало нашего спасения».
В рамках нашего проекта мы исполнили ряд партесных произведений в расшифровке исследователей – профессора Натальи Юрьевны Плотниковой и доцента Анны Валентиновны Булычевой.
— Что имеется в виду под расшифровкой? Это другая система записи нот?
– Нет, партесные сочинения уже записывались линейной музыкальной нотацией. Ноты изображались на линейках квадратиками (так называемая «квадратная нотация») и современному музыкально образованному человеку не так сложно разобраться в этих значках. Но проблема в том, что сочинения этого периода дошли до нас не в виде партитур (хотя есть исключительные случаи, и они описаны в музыковедческой литературе), а в виде отдельных «голосовых книг».
Например, имеется комплект из 12 таких книг, в котором одна предназначена для первых, вторых, третьих дискантов, другая – для первых, вторых, третьих альтов и так далее. В одной голосовой книге может быть записано около сотни сочинений, но только для одного голоса! И ещё, должно очень повезти, чтобы все голоса комплекта сохранились!
Музыковед-расшифровщик сводит все голоса в партитуру. Это очень кропотливый процесс, требующий высокой квалификации и огромного терпения, так как часто встречаются ошибки и описки переписчиков, из-за которых музыкальный текст может исказиться.
— Получается, с русским барокко вы открываете для себя и для слушателей новый мир?
– Да, причём, абсолютно неизведанный! Например, мы исполняем 8-ми и 12-ти голосные концерты Василия Титова, важнейшего композитора эпохи Петра I. Есть и анонимные произведения, среди которых – Концерт на 12 голосов «Предстательство страшное», переживший нескольких царей. В той версии, которую исполняем мы, упоминается имя императрицы Елизаветы Петровны. Она очень любила русскую барочную музыку и сама пела в церковном хоре.
В 2018 году было сделано сенсационное открытие: в Русском музее нашли её голосовую книгу в драгоценных каменьях. Елизавета Петровна сознательно оберегала эту часть русского культурного наследия. Ведь в то время в Россию уже приглашались итальянцы; итальянское влияние распространялось на все жанры музыкального искусства, и, в первую очередь, на оперу; а императрица от этого влияния стиль русской духовной музыки ограждала.
— Почему же всё-таки русское барокко так долго не исполнялось?
– Так случилось, что после воцарения Екатерины Второй стилистика церковной музыки полностью поменялась. В русской духовной музыке тоже началась эпоха классицизма. В 1810-х годах появились первые печатные многоголосные партитуры Бортнянского, Березовского. Всё это закрепилось в репертуаре, а музыка русского барокко из-за того, что никогда не печаталась, была просто вытеснена…
— Эта музыка эмоциональна? Каков ее характер?
– Безусловно, она эмоциональна, и, конечно, её характер напрямую зависит от содержания. Многоголосные концерты, по-видимому, писались для торжественных богослужений и передают весь спектр оттенков богослужебных текстов: от покаянных – до истинно радостных.
— Есть ли какие-то особенности в исполнении русского барокко?
– Я с удивлением обнаружила, что в её исполнении можно использовать наш опыт пения западной барочной музыки. Но, если подходить к пению барочных произведений с опытом исполнения музыки XIX-XX вв., абсолютно ничего не получится!
Наш коллектив работает с музыкой разных стилей, и через западноевропейскую – к русской барочной сразу находятся «ключи». Смотришь на партитуру, и уже понятно, почему композитор именно так мыслит, и технически – тоже ясно, как это сделать. Те же мотеты Баха связываются с русской барочной музыкой в плане техники исполнения.
— У вашего коллектива есть мечта спеть чисто русский барочный концерт?
– Мы к этому идём. Концерт, который мы исполнили в рамках проекта в Омске, уже на две трети состоял из произведений русской барочной музыки.
— На ваш взгляд, русское барокко сильно разнится с итальянским?
– Безусловно, русские композиторы того времени вбирали в себя стилистику западной барочной музыки XVII века, но у них рождался свой оригинальный стиль. Русское барокко – это не калька с итальянского!..
Однажды мы провели эксперимент, который нам очень понравился. В программу концерта в Нижнем Новгороде, в котором мы вместе с дирижером Максимом Емельянычевым и Камерным оркестром «Солисты Нижнего Новгорода» исполняли 12-ти голосные русские барочные концерты, были включены произведения раннего итальянского барокко (середины XVII века). К тому же, к русским концертам мы подключили старинные инструменты (Максим играл на корнете). Получилось очень интересное сочетание, стилистика оказалась близкой, появилась какая-то дополнительная краска в таком объединенном звучании.
По моему глубокому убеждению, для исполнения русской барочной музыки необходимо владеть стилистикой исполнения западноевропейской музыки той же эпохи.
И ещё, работая над такими проектами, мы сотрудничаем с музыковедами, которые готовы в реальном времени этот материал для нас расшифровывать. Для них – это тоже очень важно, ведь они слышат эти мастерские сочинения в реальном звучании!
— Отличительной чертой вашего коллектива является то, что вы работаете в разных направлениях…
– Да, именно так. Сейчас у нас готовится ряд программ с ведущими зарубежными исполнителями. Это совместная программа с английским «Оркестром века Просвещения» для «Декабрьских вечеров», «Другая Вечерня» Монтеверди с ансамблем «I Fagiolini», опера «Венера и Адонис» современника и учителя Перселла – Джона Блоу, «Рождественская оратория» Баха с Владимиром Юровским, 40-голосный мотет Таллиса, а также премьера нового сочинения Айвена Муди со знаменитым ансамблем Voces8.
На днях состоится наше выступление в Санкт-Петербурге, где мы исполним музыку современного американского композитора Дэвида Лэнга…
Беседовала Татьяна Эсаулова