
Дмитрий Юровский рассказал о фестивале “Лето. Музыка. Музей”, хедлайнером которого станет Большой театр.
В подмосковной Истре 5 июля 2023 в шестой раз стартует молодой, но уже известный российский open-air фестиваль классической музыки “Лето. Музыка. Музей”. Известные исполнители и коллективы будут выступать пять фестивальных дней на площадке с видом на Ново-Иерусалимский монастырь.
А в этом году главный сюрприз для пятитысячной публики – выступление артистов Большого театра России, которые представят на открытой сцене оперу “Алеко” и поэму “Колокола” Рахманинова…
О программе фестиваля, его знаменитых участниках и особенной публике рассказывает представитель знаменитой музыкальной династии – дирижер и худрук фестиваля Дмитрий Юровский.
— В этот раз впервые среди участников фестиваля “Лето. Музыка. Музей” Большой театр России…
— Большой Театр представит два выдающихся произведения Рахманинова – оперу Алеко и вокально-симфоническую поэму “Колокола”. Даже в “полуконцертной” версии – эти произведения настолько театральны и сильны по драматургии, что несомненно будут достойной кульминацией фестиваля в этом году.
— В одном из своих интервью вы заметили, что чувствуете, “к чему зритель готов, а к чему – нет”. К чему еще не готов зритель фестиваля “Лето. Музыка. Музей”?
— Всего лишь во второй раз я выступаю на этом фестивале, и впервые – в роли художественного руководителя, поэтому с постоянной публикой пока еще не так хорошо знаком. Но при исполнении в прошлом году, так скажем, не самых популярных произведений Скрябина и Равеля меня приятно удивила “открытость душ” и вообще реакция публики…
В этом году тоже будут небольшие эксперименты: отмечу исполнение таких редких произведений, как “Увертюру на русские темы” Танеева и увертюру из оперы “Сон на Волге” Аренского.
Со временем мы, возможно, будем попробовать сыграть и какие-то сочинения современных композиторов. В любом случае у меня нет такого ощущения, что зритель фестиваля “Лето. Музыка. Музей” к чему-то может оказаться не готов…
— “Протагонистом” фестиваля “Лето. Музыка. Музей” в этом году стал Сергей Васильевич Рахманинов: его 150-летие со дня рождения отмечает весь музыкальный мир. Что для вас, как для дирижера, становится главным в интерпретации его музыки?
— В интерпретации музыки Рахманинова очень важно продумать сюжетную линию, поскольку Рахманинов всегда основывается на драматургии – независимо от того, камерная ли это музыка, симфоническая или театральная.
Кроме этого, в его оркестровках огромное количество второстепенных голосов, которые могут при желании (в зависимости от интерпретации), временно вытеснять ведущие голоса. Поэтому одна из основных задач – все это продумать, подготовить с оркестром, чтобы исполнение было осознанным.
— За свою дирижерскую карьеру вы руководили немалым количеством известнейших оркестров. На каком этапе определяете энергетику коллектива? Что может сделать дирижер, если этой энергетики не хватает для поставленных исполнительских задач?
— Думаю, что уже на первой репетиции дирижер должен уметь прочувствовать энергетику оркестра. Иногда приходится быть генератором и катализатором этой энергетики, а иногда достаточно просто “регулировать движение” этих энергетических волн. В любом случае, в процессе исполнения дирижер, несомненно, должен влиять на общий настрой и атмосферу звучания.
— На открытии вы дирижируете Государственным академическим симфоническим оркестром России имени Е. Ф. Светланова – постоянным резидентом фестиваля. Какие особенности учитываете, встречаясь с этим легендарным коллективом?
— Госоркестр на сегодняшний день – один из лучших оркестров мира. Его главная особенность и достоинство, на мой взгляд, – это способность пропускать через себя самые разные интерпретации, при этом не теряя своей яркой “личности”, которая основывается на десятилетиях мощных традиций.
— Как вам удается соблюдать симфонический и оперный баланс в своей карьере?
— Для меня очень важно сохранить и театральную, и симфоническую деятельность в балансе. В любом случае, музыкальный театр дает мне уникальную возможность, а также необходимость в любом симфоническом произведении искать и находить сценарий и драматургию.
— Какие встречи со знаменитыми артистами запомнились на всю жизнь?
— Любая встреча с яркими музыкантами для меня важна, независимо от того, известный ли это солист или еще только начинающий. Таких встреч в моей жизни было немало и большинство из них я вспоминаю с искренней благодарностью, поэтому сложно выделить кого-то одного.
Но, конечно, особенно вспоминаются те выдающиеся музыканты, которых уже, к сожалению, с нами нет… Скрипачка Ида Гендель, пианист Менахем Пресслер… Встречи на одной сцене с такими исполнителями запоминаются навсегда.
Татьяна Эсаулова, “РГ“