Сегодня в Большом зале консерватории открывается международный виолончельный фестиваль “Посвящается Мстиславу Ростроповичу”.
Его арт-директор – Борис Андрианов, один из лучших российских виолончелистов нового поколения.
Среди участников фестиваля – Александр Князев, Давид Герингас, Джованни Соллима. О программе форума Борис Андрианов рассказал корреспонденту “Газеты” Илье Овчинникову.
– Борис, идея фестиваля возникла в связи с кончиной Ростроповича?
– Идея возникла еще тогда, когда он был жив. Я несколько раз участвовал в мероприятиях Кронбергской академии – там постоянно проводятся виолончельные конкурсы, фестивали, мастер-классы. Это в Германии, маленький городок под Франкфуртом, его культурная жизнь очень тесно связана с виолончелью. В любое время года витрины магазинов там украшены портретами Ростроповича, Яноша Штаркера, Миши Майского и других знаменитых солистов.
Когда я прочитал, что Ростропович считает Кронберг виолончельной столицей мира, мне стало немножко обидно – все равно как если бы у нас это были Мытищи. Я стал думать о подобном форуме, и у меня было три мечты, которые хотелось непременно воплотить в жизнь.
– Удастся ли это сделать в рамках предстоящего фестиваля?
– Надеюсь, да. Прежде всего, я хорошо знаком с основателем ансамбля “Двенадцать виолончелистов Берлинской филармонии” Рудольфом Вайнсхаймером. Во-вторых, мне хотелось исполнить в Москве Concerto grosso Пендерецкого для трех виолончелей, который мы неоднократно играли в разных городах и странах, – это будет московская премьера. Я уже давно уговаривал автора ее сделать и наконец уговорил.
В-третьих, виолончелист Джованни Соллима, которого я впервые слышал в Кронберге и который привел меня в полный восторг. Эти три идеи легли в основу программы фестиваля – я безумно счастлив, что в течение одной недели их удастся реализовать. Московская филармония работала около года ради того, чтобы все это состоялось. Без поддержки спонсоров мы бы тоже не справились. Среди участников сложнее всего было договориться с “Двенадцатью виолончелистами” – они полностью подчинены расписанию оркестра.
– Верно ли, что творчество Джованни Соллима достаточно далеко от традиций Ростроповича, которому посвящен фестиваль?
– Следует иметь в виду, что это не фестиваль его имени, но приношение ему: говорим “виолончель”, подразумеваем “Ростропович” и наоборот. Каждый из участников показывает свое искусство, а Соллима – уникальный музыкант и композитор. Его называют “Джими Хендриксом виолончели”, а я его сравнил бы с ансамблем Apocalyptica – он один с легкостью делает то, что там делают четверо.
Когда я брался за его виолончельные сочинения, то вначале казалось, что сыграть их просто невозможно! Но он настолько знает инструмент и так мастерски прописывает эти мнимые сложности, что на деле все оказывается очень логично и не так трудно. В своих выступлениях Соллима использует различные шумовые эффекты, заранее записанные фонограммы… Он сыграет на открытии фестиваля, а в субботу у него сольный концерт.
– Есть ли планы сделать фестиваль регулярным?
– Да, хотелось бы повторить этот опыт через год или два. Каждый подобный фестиваль следовало бы посвящать выдающимся музыкантам прошлого – Ростроповича знают все, а Григория Пятигорского или Даниила Шафрана уже начинают забывать.
В нашей стране, увы, виолончель не так популярна, и собрать публику на несколько концертов виолончельной музыки не так просто. Имя Ростроповича привлекает публику, с именем Шафрана так не получится. Но мы идем с виолончелью по жизни, не думая о том, что модно, а что нет.
В мире много замечательных виолончелистов, и нам было бы хорошо время от времени объединяться. И чтобы одним из центров виолончельного искусства была Москва. Другой такой фигуры, как Ростропович, конечно, нет, но преемственность поколений, безусловно, есть.
Есть и абсолютно новые фигуры, тот же Соллима! А есть Йо-Йо Ма – в США он среди исполнителей классической музыки, безусловно, солист номер один. Он еще молод и полон энергии, может быть, и на наш фестиваль когда-нибудь приедет.
Илья Овчинников, “Газета”