Дирижер Большого театра Айрат Кашаев дебютировал на сцене Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля в опере Резеды Ахияровой «Сююмбике». Он рассказал об этой музыке и о работе над спектаклем.
Мое знакомство с чудесной музыкой оперы «Сююмбике» состоялось летом, когда мне поступило предложение продирижировать её. Я с радостью согласился, потому что для меня исполнение национальных произведений, исполнение музыки наших авторов, авторов из Татарстана, татар, композиторов других национальностей, которые служат у нас в городе, служат в театре, служат в других коллективах, для меня это, без преувеличения, задача номер один, поскольку жизнь идёт, и каждый человек сам определяет, какое место он считает своим домом, что он любит в этом доме, что бы он хотел привнести в этот дом.
Я с годами начинаю чувствовать, насколько сильно привязан к нашей родной земле, в данном случае я говорю нашей стране, о России и, в частности, о нашем прекрасном Татарстане и родной Казани.
Для меня очень важно делиться знаниями, которые удалось почерпнуть в стенах Московской консерватории и в классе Геннадия Николаевича Рождественского, поскольку знания не должны быть вещью в себе. Вещь в себе лежит на полке, и мы ею не пользуемся. Знаниями нужно делиться. Мы должны ценить и уважать наших педагогов, наших композиторов.
Такие авторы, как Резеда Закиевна Ахиярова, автор прекрасных произведений: оперы «Любовь поэта», балета «Золотая Орда», которые идут на сцене театра – тоже являются нашими педагогами. Они воспитывают не единицы, они воспитывают тысячи людей, тысячи слушателей. И осознавая степень ответственности, я делаю то, что я делаю, сегодня и завтра на спектаклях, не только потому что меня пригласили продирижировать спектакль, но и потому, что я мыслю в том же объеме, что и авторы, чью музыку исполняю.
С каждым годом я нахожу в ней всё большую глубину, а если говорить конкретно о музыке «Сююмбике», то с каждым днем я погружаюсь в нее всё глубже и глубже и нахожу в ней то, я должен вам признаться в этом (смеется), что, может быть, в ней и не заложено.
Мне кажется, что автор настолько прочувствованно написал эту партитуру, настолько она логична, настолько она ясна, настолько глубока, что эта глубина и дает возможность мне, как артисту, как интерпретатору, находить в ней какие-то вещи, которые, может быть, изначально не были заложены, но я в этой музыке их вижу. Это моё прочтение, это мой взгляд на неё, и я со всей ответственностью оставляют за собой право именно так исполнять ее.
Почему? Иначе нет смысла приглашать разных артистов, ведь зрителю интересны варианты. Искусство это не «что», искусство это «как». В частности, исполнительское искусство это «как» ты видишь тот или иной композиторский опус. И самое главное для меня — это слова, сказанные мне Резедой Закиевной:
«Айрат, я доверяю вам, доверяю вам свою оперу, доверяю вашему вкусу, вашему прочтению, вашей мысли».
Это меня невероятно вдохновило, это невероятно сильно приподняло мое ощущение этой музыки. Когда артист не чувствует себя зажатым какими-то рамками, интерпретационными, просто исполнительскими рамками, он чувствует возможность проявить всю свою оснащённость, продемонстрировать свое видение и слышание музыки.
Я глубоко убежден, что нужно работать именно так, что именно так нужно играть музыку. Мы всегда должны быть современными. Именно поэтому нужно играть, ставить, исполнять современную музыку: оперы, балеты, музыкальные спектакли, симфонические произведения, оркестровую и хоровую миниатюры. Я от всей души желаю всем нам, чтобы наши авторы писали для нас такую же потрясающую музыку, как музыка Резеды Закиевны Ахияровой «Сююмбике».
Беседовала Алина Раджабова, пресс-секретарь Татарского государственного академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля.