30 ноября 2022 года на Исторической сцене Большого театра состоялось возобновление Большого классического па из балета «Пахита» на музыку Л. Минкуса, хореография М. Петипа в редакции Ю. Бурлаки.
Большое классическое па из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса было впервые поставлено Мариусом Петипа в 1881 году в качестве дополнительной сцены к постановке «Пахиты» 1847 года в Мариинском театре.
Эта хореографическая сцена, вошедшая в третий акт балета и сочинённая к бенефису балерины Императорского Мариинского театра Екатерины Вазем, остаётся по сей день шедевром мировой балетной классики и бесценным подарком для мирового балетного театра, для артистов и зрителей.
«Пахита» на музыку Э. Дельдевеза впервые была поставлена в Париже в 1846 году балетмейстером Ж. Мазилье; главные партии исполняли Карлотта Гризи и Люсьен Петипа. Хореограф вместе с литератором Полем Фушером за основу либретто взял новеллу Сервантеса «Цыганочка».
Уже через год – в 1847 году – Мариус Петипа показал этот балет в Петербурге (балетмейстеры М. Петипа и П. Малавернь), а ещё через год – в 1848 году – в Москве.
В 1881 году, когда Петипа вернулся к этому названию, он решил добавить в «Пахиту» свадебное Grand Pas, музыку к которому он заказал Людвигу Минкусу.
Эти 25 минут, состоящие из замечательных вариаций, фуэте, сольных и кордебалетных танцев, оказались подлинным шедевром, пережившим все времена.
Вот как об этом рассказывает балерина Екатерина Вазем:
«К моему бенефису в следующем сезоне, состоявшемуся в конце 1881 г., Петипа возобновил старинный балет Мазилье “Пахита”, не дававшийся на нашей сцене что-то очень давно. Этот балет 40-х гг., с наивным мелодраматическим сюжетом, резко очерченными “злодеями” и “добродетельными” персонажами, был очень скромен по своему хореографическому содержанию, да последнее к тому же чрезвычайно устарело.
Однако Петипа очень хотелось снова поставить его на сцену, и он писал мне об этом за границу уже летом, уговаривая взять “Пахиту” в свой бенефис и соблазняя меня обещанием сочинить новые, интересные танцы. Видно, он желал тряхнуть стариной: “Пахиту” он же ставил у нас и в первый раз, в конце 40-х гг. /…/
При своей постоянной склонности к дивертисментным окончаниям спектаклей Петипа придал последней картине характер большого праздника с разными танцами. “Гвоздем” его, как и всего балета, явилось заново сочинённое им на новую музыку Минкуса “большое па”, чрезвычайно эффектное по составлявшим его танцевальным номерам. В нём участвовали балерина с первым кавалером, несколько солисток и ряд вторых танцовщиц.
Это “большое па” имело у публики чрезвычайный успех. Действительно, оно Петипа очень удалось, начиная с импозантного выхода всех участниц, продолжая декоративным адажио всей массы, расположенной на сцене по диагонали от первой правой кулисы к последней левой (от зрителей), и кончая разнообразными вариациями солисток. Я всегда танцевала это “большое па” с особым удовольствием, как, впрочем, и мои главные партнёрши Иогансон, Никитина, Шапошникова и др.
Очень нравилась в том же акте мазурка в исполнении массы маленьких питомцев Театрального училища, хотя, в сущности, польский национальный танец был как- будто не у места в Сарагосе, где происходит действие «Пахиты».
Сегодня балет «Пахита» в трёх актах с сохранением хореографии Мариуса Петипа нам известен по двум постановкам – спектакль Пьера Лакотта для Парижской оперы (2001 год) и спектакль Екатеринбургского государственного театра оперы и балета (постановка Сергея Вихарева и Вячеслава Самодурова, 2018 г.)
В Большом театре «Пахита» была поставлена впервые Мариусом Петипа в 1848 году и возобновлялась в 1886 году балетмейстером П. Фредериком.
В 1889 году балетмейстером А. Богдановым на московскую сцену была перенесена петербургская постановка 1881 года с Большим классическим па.
Почти через сто лет, в 1988 году балерина Марина Кондратьева и балетмейстер Пётр Гусев возобновили Гран па на сцене Большого театра. В течение ряда лет Гран па входило в репертуар Московской академии хореографии.
Балетмейстер Юрий Бурлака, автор возобновления 2008 года, специалист в области старинной балетной музыки и хореографии, восстанавливая аутентичный «текст» Гран па из «Пахиты», тщательно исследовал архивные материалы Гарвардского университета США. Теперь, в начале ХХI века, появилась возможность обратиться к архиву Николая Сергеева для серьёзного изучения и восстановления старинного шедевра Мариуса Петипа, в котором блистали великие Анна Павлова, Тамара Карсавина, Ольга Спесивцева и другие.
«Я не должна танцевать Жизель». Слава и безумие в жизни Ольги Спесивцевой
Юрий Бурлака:
«В императорских театрах были штатные фотографы, которые фиксировали костюмы, декорации и отдельные сцены спектаклей. И это считалось вполне достаточным. Системы же записи танцев, а их было немало, всегда вызывали недоумение артистов: видимо потому, что они были не совсем совершенны.
И вот в конце ХIХ столетия … танцовщик Владимир Степанов разработал свою систему записи хореографических движений. По системе Степанова на рубеже веков артист и режиссёр Мариинского театра Николай Сергеев записал 27 балетных спектаклей. В 1918 году в огромных чемоданах Сергеев увёз архив за границу».
В постановке 2022 главные партии репетируют: Анна Никулина, Элеонора Севенард, Алена Ковалева, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Ольга Марченкова, Артемий Беляков, Дмитрий Выскубенко, Егор Геращенко, Артём Овчаренко, Владислав Лантратов, Денис Родькин и другие.
Пресс-служба Большого театра