В преддверии Дня работника культуры, советник президента Владимир Толстой объявил имена лауреатов Президентских премий для молодых деятелей культуры и в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Кто стал лауреатом в этом году?
Виолончелист Александр Рамм
За вклад в развитие отечественного музыкального искусства, просветительскую деятельность.
Виолончелист Александр Рамм родился во Владивостоке, окончил консерваторию в Москве и высшую школу музыки Эйслера в Берлине. Обладатель многих престижных музыкальных призов и премий, сегодня он среди самых востребованных во всем мире виолончелистов. Несколько лет назад стал обладателем серебряной медали престижнейшего международного конкурса Чайковского – а в прошлом году уже вошел в состав жюри… “РГ” поздравила его и с президентской премией.
— Стала ли эта новость сюрпризом — или вы знали о ней заранее?
— Я знал, что меня выдвинули на эту премию, что для меня огромная честь. А сам результат — то, что я в итоге ее получил — стал неожиданным сюрпризом. Насколько я знаю, в Совет по культуре входят не только музыканты, и то, что за меня проголосовали не только они, но и другие выдающиеся деятели культуры и искусства, народные артисты, — конечно, очень обрадовало.
— Насколько важным для вас, для вашего творчества был прошедший год — ведь премия присуждена вам по его итогам?
— Я бы не стал что-то отдельно выделять, поскольку каждый выход на сцену для меня – невероятный праздник. Тем более, когда ты рядом с такими великими музыкантами, как Владимир Спиваков, Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Денис Мацуев, Владимир Федосеев, Александр Сладковский… Могу сказать, что количество этого счастливого взаимодействия в прошлом году зашкаливало. Было много концертов, на которых я старался отдавать публике как можно больше эмоций и чувств.
Александр Рамм: «Перед выходом в финал конкурса Чайковского хотелось выпить яду»
— Артисты по-разному относятся к наградам. Одни спокойно, другие к ним целенаправленно стремятся. Вас премии как-то мотивируют, вдохновляют или это просто приятный бонус?
— Знаете, я никогда не делал ничего специально, чтобы что-то выиграть. Просто с детства очень люблю музыку и продолжаю ей служить. Счастлив, что все сложилось, наслаждаюсь своей востребованностью.
Единственное, к чему осознанно и целенаправленно стремился, — это медаль конкурса Чайковского. Штурмовал его три раза — и продвижение карьеры было не столь важно: просто мечтал участвовать в этом легендарном состязании.
Первые два раза были неудачными — особенно, когда я не прошел в финал на втором своем конкурсе Чайковского. Но эта неудача сподвигла меня на некую корректировку своего развития, я стал по-другому работать, развиваться и уже в 2015 году предпринял третью попытку — и завоевал серебряную медаль. Оглядываясь назад, понимаю: для того чтобы находиться там, где я сейчас нахожусь, надо было пройти огромный и непростой путь.
— В 2023-м году вы впервые стали членом жюри конкурса Чайковского. Сложно оценивать конкурсантов, многие из которых уже ваши коллеги?
— По ту сторону, конечно, чувствуешь себя не так нервно. Оценивал молодых коллег прежде всего с музыкантской точки зрения. Конкурс Чайковского подразумевает не только высокий уровень владения инструментом, но и способность участника увлечь своей игрой.
Музыкант выходит на сцену не ради оценки профессионального жюри, он выступает для публики — и должен коснуться струн их души, вознести в высшие сферы. Получилось хоть с одним слушателем — значит, все не зря. Но в идеале важно, чтобы после концертов вся публика выходила с этим ощущением “наполненности”. Я переживал за всех участников-виолончелистов – и продолжаю следить за карьерой некоторых коллег, дай Бог им развиваться и дальше.
— Скоро стартует Вторая виолончельная академия, где вы проведете мастер-классы для молодых музыкантов. У вас к ним свой подход, своя методика?
— Мастер-класс — это не урок со студентом, которого я веду несколько лет. Для меня это возможность вдохновить молодого музыканта, похвалить его достоинства и показать, над чем еще надо работать. Всего лишь делюсь опытом.
Счастлив, что в свое время мне довелось услышать много полезных слов от таких выдающихся виолончелистов, как Филипп Мюллер, Франс Хельмерсон, Давид Герингас, Мария Клигель, Гэри Хоффман. Надеюсь, и мои подсказки станут для ребят одним из стимулов развития.
Оперный певец Николай Диденко
За создание благотворительного фестиваля для детей “Белый пароход”.
Николай Диденко начинал работать с детьми в 1990-х – когда учащегося хорового училища имени Свешникова позвали руководить детско-юношеским хором храма Рождества Христова во Фрязино. Студентом Николай участвовал в проектах фонда поддержки и развития детско-юношеского и молодежного творчества “Мир искусства”, тогда же начал общаться с детьми с ограниченными возможностями.
Выпускник Академии хорового искусства им. Попова, обладатель редкого голоса basso cantante, Диденко получал приглашения в крупнейшие оперные театры по всему миру. Вернувшись однажды со стажировки из Хьюстонской оперы, Николай откликнулся на просьбу руководителей фонда “Мир искусства” — полетел в Хабаровск поработать с детьми с ограниченными физическими возможностями, сиротами, детьми из малоимущих, многодетных, неполных семей.
Потом было путешествие на теплоходе “Василий Поярков” по Амуру и занятия с детьми, и концерт прямо там, на борту теплохода… Проект повторили через год, и еще через год…
Николай Диденко: “Когда работал только для себя, чувствовал пустоту”
Так возник музыкально-благотворительный фестиваль, впоследствии названный “Белым пароходом”. Теперь приглашенный солист Большого и Мариинского театров Николай Диденко ежегодно проводит на Дальнем Востоке и в других российских регионах конкурсные прослушивания детей-кандидатов в летнюю вокально-хоровую школу.
В один из летних месяцев 100 одаренных детей отправляется с ним в путешествие по Амуру и другим рекам – попутно занимаясь музыкой, участвуя в познавательных программах и встречаясь с именитыми артистами. Мастера вокального и хорового искусства создают на этих фестивалях не имеющий аналогов хор. Итогом каждый год становятся концерты на ведущих площадках страны. В уникальной атмосфере дети объединяются в одну большую музыкальную семью.
Многие юные участники проекта начинают профессионально заниматься музыкой. При поддержке руководителей и волонтеров “Белого Парохода” более четырех десятков детей уже поступили в ведущие музыкальные вузы – не только российские, даже в Венскую консерваторию. Из бывших участников фестиваля, получивших образование в Академии хорового искусства имени Попова, создана молодежная вокальная группа “Квартет Про”. С 2017-го Диденко занимается еще и фондом “Белый Пароход” – в помощь детям-музыкантам с различными тяжелыми заболеваниями. С 2022-го на ВДНХ открыта детская студия “Белый Пароход” с бесплатным обучением.
“Когда я работал только для себя, чувствовал какую-то пустоту,
— признается Николай Диденко.
— Да, я востребованный артист, но таких сильных духовных эмоций, как с этими детьми, не испытывал. С этим проектом все теперь на своем месте.”
И. о. ректора Московской академии хореографии Марина Леонова
За вклад в сохранение и развитие традиций отечественного хореографического образования.
Марина Леонова — образцовый балетный человек с горделивой статью и особой собранностью. Москвичка и выпускница московской балетной школы, всю жизнь протанцевала в Большом театре. Ныне народная артистка России уже 22 года руководит родной школой, главной кузницей кадров — Московской государственной академией хореографии.
Сказать, что это непросто – ничего не сказать. Русская школа балета – по сей день бренд, ценимый во всем мире, и вопреки любым обстоятельствам авторитет этой институции очень высок. Школа подарила миру уникальных танцовщиков, балетмейстеров, педагогов, перечисление имен которых ошеломляет. Потому возложенную на Марину Константиновну ответственность трудно переоценить.
Ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова отмечает юбилей
В прошлом году московской балетной школе исполнилось 250 лет. Леонова, приняв великую школу, поддерживает в ней высокий уровень. Здесь по-прежнему громадный конкурс, высочайшие требования к учебному процессу и, как результат, удивительные выпускники, танцующие на главных российских и мировых сценах.
Кандидат искусствоведения и профессор Марина Леонова развивает Академию как уникальный образовательный центр международного ранга. Здесь пропадают с утра до ночи не только талантливые дети с удивительными данными: совершенствуются молодые артисты, учатся учить педагоги со всего мира, получая ценные методические разработки. Академия регулярно попадает в топ-десятки российских вузов и мирового предметного рейтинга QS World University Rankings.
Филиал Московской государственной академии хореографии в Калининграде набирает первых учеников
О значимости Академии можно судить и по тому, что ее филиалы работают во Владивостоке, Калининграде, Кемерово. Любопытно, но факт: не всякий балетный конкурс может претендовать на участие здешних воспитанников, но если они включаются в процесс – призовые места получают неизбежно. Сама Марина Константиновна, кроме прочего, работает в балетном классе, и больше сотни ее учениц никогда не остаются незамеченными – первая здесь Наталья Осипова.
Непростые будни Академии состоят также из мастер-классов и творческих школ в регионах России. Леонова способствовала появлению Фестиваля международных балетных школ “Три века мирового балета”, она же эксперт образовательного центра “Сириус” по направлению “Хореография”.
А еще у нее хватает времени и энергии на научные труды, включая многотомное исследование “Из истории Московской балетной школы”. Она очень внимательно относится к тому, чем исторически ценна русская и особенно московская школа балета. Выразительность, эмоциональность, артистизм, умение слышать музыку и реагировать на нее танцем, не умаляя основ академизма — вот то ценное, что продолжает пестовать Марина Леонова.