Многим памятны баталии в прессе вокруг результатов отборочных прослушиваний и первого тура пианистов на прошлом конкурсе им. Чайковского.
Как показало время, выпадение некоторых пианистов из борьбы за лауреатские лавры не помешало им занять довольно высокое положение среди концертирующих музыкантов. В этом случае слушатели оказались более чуткими, чем профессиональное жюри.
Кое-кто из меломанов старшего поколения помнить скандал вокруг присуждения первой премии у пианистов на III конкурсе им. Чайковского в 1966 году 16-летнему Григорию Соколову. В этом случае жюри, возглавляемое Эмилем Гилельсом, оказалось более прозорливым, нежели публика, подавляющим числом голосов присудив ему первую премию. Сегодня Григорий Соколов является одним из наиболее известных в мире пианистов.
Оказывается, разногласия между слушателями и прессой с одной стороны и жюри с другой случаются и на других международных музыкальных конкурсах. Не избежал таких коллизий и один из авторитетнейших музыкальных конкурсов – Конкурс королевы Елизаветы в Брюсселе.
В этом, 2019 году он был посвящен скрипачам ‑ так же как самый первый в 1937 году, посвященный Эжену Изаи, победителем которого стал Давид Ойстрах.
Жюри конкурса 2019 года, прошедшего с 29 апреля по 25 мая, возглавил Жиль Ледуре. В него вошли: Пьер Амоял, Патрис Фонтанароса, Лоренцо Гатто, Виктор Киссин, Михаела Мартин и Наталья Прищепенко.
В результате прослушивания 172 видеозаписей до участия в конкурсе были допущены 71 скрипач из 20 стран. Россию в этом году представляли пять участников: Даниил Коган (Канада/Россия), Сергей Поспелов, Фёдор Рудин (Франция/Россия), Дмитрий Серебренников, Дмитрий Смирнов, Ольга Шроубокова (Чехия/Россия),
В первом туре конкурсанты исполняют программу соло и в ансамбле с фортепиано. До участия в полуфинале были допущены 24 конкурсанта.
В программу полуфинала входил Recital претендента, исполнение одного из скрипичных концертов Моцарта и обязательное сочинение, написанное в этом году бельгийским композитором Бремом Ван Кэмпом.
Из российских конкурсантов для участия в полуфинале был допущен только Даниил Коган – внук Леонида Когана – победителя конкурса 1951 года. В его камерную программу в полуфинале вошли соната № 3 для скрипки соло и «Элегическая поэма» для скрипки и фортепиано Эжена Изаи и соната для скрипки и фортепиано Клода Дебюсси. Партию фортепиано исполнил многолетний партнер Даниила Когана лауреат международных конкурсов Олег Худяков.
Во второй части полуфинала Даниил Коган исполнил Концерт № 5 для скрипки с оркестром KV.219.
В финале, для участия в котором были допущены 12 молодых скрипачей, исполнялся один из крупных скрипичных концертов и специально написанное к конкурсу сочинение для скрипки с оркестром. Для его разучивания конкурсанты поселяются в уединении в Музыкальную капеллу королевы Елизаветы. В этом году это пьеса финского композитора Киммо Хакола, ноты которой финалисты получили за неделю до выступления.
Выступление Даниила Когана в полуфинале было очень горячо принято публикой и высоко оценено музыкальными критиками.
Ниже привожу несколько цитат из брюссельской прессы с восторженными оценками выступления Даниила Когана в полуфинале. В них высказано недоумение в связи с тем, что он не попал в число финалистов конкурса.
La libre Belgique, «Заклинания Даниила Когана»:
«Встреченный бурными аплодисментами 26-летний канадец (русского происхождения и школы) открыл сольную часть полуфинала сонатой № 3 для скрипки соло Эжена Изаи с далёким allegretto и финалом Con brio пылким и мрачным.
Еще мрачнее и наэлектризованней, с неудержимой мыслью звучит соната Дебюсси, которую кандидат исполнил в тесном котакте со своим пианистом Олегом Худяковым.
Наконец, «Элегическая поэма» Изаи произвела эффект гораздо больший, нежели любое блестящее произведение, затянув весь зал в такое состояние, после которого не хочется даже выходить на улицу».
Le Blog de Jean Pierre Rousseau: Полезность конкурсов (продолжение) или исчезновение Даниила К.:
«Пять лет назад я написал пост «Полезность конкурсов» о Конкурсе королевы Елизаветы в Брюсселе, который считаю неполным. В этом году это скрипка, и я вижу ярость в социальных сетях, комментарии и полемику по поводу выбора в субботу вечером 12 финалистов.
Все в восторге от выбора бельгийской кандидатуры Сильвии Хуанг в финале. Но с субботнего вечера нарастает поток негодующих голосов, выражающих непонимание по поводу невключения в финал некоторых кандидатов – француженки Анны Гёкель, и в особенности канадца русского происхождения Даниила Когана.
Особенно интересен случай с Коганом: мы слышали музыканта с сильным артистическим темпераментом, который вызвал волнение, редко встречающееся в обществе, и в социальных сетях. Там проявилось единодушное признание Д. Когана аналитиков всех программ, посвященных конкурсу и дирижёра, который аккомпанировал ему в концерте Моцарта»
Camille de Rijck:
«Я хочу, чтобы эксперты, несомненно, в тысячу раз более квалифицированные, чем я, объяснили мне, что невероятный, уникальный кандидат исключен потому, что тысячи незаметных для нашего слуха деталей, наложили печать на его судьбу.
Но, с другой стороны, текстовые ошибки и некоторые детали составляли изюминку всех записей легендарных исполнителей «дохирургической эры» (когда было невозможно писать по такту). Когда личность художника бесспорно покорила всех (даже дирижёр был восхищен), мы имеем право ставить под сомнение решение жюри».
Le soir:
«После перерыва был контраст с канадско-российским скрипачом Даниилом Коганом (внуком Леонида Когана, победившего на конкурсе скрипачей в 1951 году).
Как маленький самурай с пристальным взглядом, он начинает свое выступление с сонаты Изаи соль минор. Канадско-российский кандидат с самого начала заявил совершенно особую позицию. Чертовски хороший персонаж, который вызывает или обожание или сильное раздражение.
Тем не менее, ему удалось найти красивые детали и быть по-настоящему выразительным в сонате Дебюсси, что полностью убедило публику. В этом выступлении он поставил себя на службу музыке».
Le soir, «Инопланетянин Даниил Коган»:
«Кандидаты до сих пор отдавали предпочтение сонатам Изаи № 1 и № 2, но благодаря канадцу Даниилу Когану», мы вчера впервые (на конкурсе) услышали его сонату № 3.
Этот музыкант действительно далеко не такой как все. Он отличается отношениением, которое можно охарактеризовать как НЛО, просвещенный или мистический…
Этот персонаж, мягко говоря, вдохновенен, и это зрителям нравится! Будем ли мы иметь дело с новым Волондатом? Французский пианист, победитель конкурса в 1983 году, он также удивил публику своим нетипичным отношением.
В любом случае, это хороший способ заставить людей говорить о нём»
Я слышал записи выступлений Даниила Когана на этом конкурсе.
Воздержусь от их оценки, т. к. сам всегда подчеркивал, что по записям невозможно адекватно оценить в полной мере качество исполнения.
Но я неоднократно слышал его выступления в Москве, в том числе и в ансамбле с Олегом Худяковым и склоняюсь согласиться с большинством оценок брюссельской музыкальной критики.
Конечно, я не исключаю вероятность, что все 12 финалистов выступили еще лучше, чем Даниил. Но что тогда сказать об откликах прессы?… Мне ответить нечего. Судите сами.
Очень хочется надеяться, что начавшийся XVI международный конкурс им. П. И Чайковского избежит подобных инцидентов.
Как я обещал, в любой публикации о Конкурсе им. Чайковского скажу, что его подлинный престиж не будет восстановлен без возвращения в Москву всех его специальностей, включая и духовые инструменты.
Владимир Ойвин