
Всю свою сравнительно недолгую жизнь он отдал опере — более 40 лет, 30 из которых — в Большом театре, где последние 10 был его руководителем.
23 октября 1905 года родился выдающийся советский дирижер и композитор Александр Шамильевич Мелик-Пашаева.
С его именем связан наивысший расцвет московского Большого театра, совпавший с серединой прошлого века, когда там блистали выдающиеся певцы Лемешев, Вишневская, Архипова, Петров, Анджапаридзе и другие, спектакли ставил знаменитый режиссер Покровский, а за пультом стояла плеяда прекрасных дирижеров — Голованов, Хайкин…
Одной из главных фигур в этом созвездии артистов был, безусловно, сам Александр Шамильевич, особенно в «золотое десятилетие» его художественного руководства главной музыкальной сценой страны.
При его непосредственном участии было поставлено множество интереснейших спектаклей, почти каждая премьера становилась важнейшим культурным событием, вызывавшим жгучий интерес публики и высокую оценку критиков, а труппа не уступала по уровню ведущим зарубежным коллективам.
Не случайно, именно Мелик-Пашаева упоминают чаще всего, когда речь заходит о важнейших этапах развития Большого театра.
Он родился в столице Грузии Тифлисе (сейчас Тбилиси). Младший из шести сыновей, он вместе с братьями учится музыке частным образом на дому, а в свободное время регулярно посещает городской оперный театр, слушает местных и приезжих исполнителей, и вскоре становится его завсегдатаем, наизусть знающим арии из многих классических опер. В 16 лет он уже работает там пианистом-аккомпаниатором, а в 18 начинает дирижировать спектаклями, оставаясь в этом деле абсолютным самоучкой.
Заметив успехи юного музыканта, руководство молодой кавказской республики посылает его учиться в Ленинградскую консерваторию, где он за 2 года проходит полный 5-летний курс обучения у знаменитого профессора Гаука, воспитавшего также Светланова, Мравинского и других известных отечественных дирижеров. Уже через год после получения диплома Мелик-Пашаев навсегда покидает родной город и поступает работать в Большой театр СССР, с которым будет связан до конца жизни.
Его дебют на московской музыкальной сцене в «Аиде» Верди стал началом новой эпохи в истории советского оперного искусства. 26-летний маэстро наизусть проводит весь спектакль, ставший одним из лучших в его репертуаре, и сразу же покоряет столичную публику своим высочайшим мастерством.
Далее следуют всё новые премьеры и постановки, среди которых и жемчужины оперного наследия — «Отелло», «Князь Игорь», «Пиковая дама», и произведения современных композиторов — «Катерина Измайлова», «Броненосец „Потёмкин“», «Абесалом и Этери»… Он творчески и вдохновенно подходит к каждому выступлению, оттачивая все детали исполняемой музыки, сам часто готовит с певцами их партии, при этом никогда не дирижирует двумя операми подряд, чтобы избежать автоматизма, механичности исполнения.
За 30 с лишним лет работы в Большом им проведено свыше двух тысяч спектаклей, не считая симфонических концертов. Даже во время войны, когда Мелик-Пашаев вместе с театром был эвакуирован в Куйбышев (ныне Самару), он продолжает работать, выступать, и даже сочинять. Им, в частности, написаны 2 оперы, симфония и ряд других произведений.
Кроме того, он дирижирует конкурсом на создание нового Государственного гимна, и в ночь на 1 января 1944-го этот шедевр Александрова впервые звучит по Всесоюзному радио под его управлением.
После войны начинается новый этап в карьере музыканта. Он назначается главным дирижером Большого театра и доводит его спектакли до идеального уровня. Маэстро приглашают на гастроли за рубеж, и он первым среди своих коллег пробивает в «железном занавесе», созданном вокруг советской страны, музыкальное «окно в Европу».
Своеобразным ответом на его прорыв стал приезд в Москву в 1959 году знаменитого тенора из миланского театра «Ла Скала» Марио дель Монако, который триумфально поет в опере «Кармен» с нашей восходящей звездой Ириной Архиповой под блестящее оркестровое сопровождение Мелик-Пашаева.
Еще через 5 лет уже вся эта легендарная итальянская труппа посетила СССР, но дирижер не дожил буквально трех месяцев до их визита, состоявшегося осенью 1964 года.
https://youtu.be/X5wn2PXMxrQ
Он похоронен на Новодевичьем кладбище вместе со своими соратниками по сцене — Лемешевым, Головановым, Самосудом, Покровским, Архиповой, Вишневской.
А на следующий год после его смерти запись оперы «Борис Годунов» под управлением Мелик-Пашаева получила американскую премию «Грэмми». Таким образом, он оказался первым советским дирижером, удостоенным этой престижной награды.
Первым же ее обладателем среди всех отечественных исполнителей стал чуть раньше, в 1961-м, пианист Святослав Рихтер.