26 мая в Бетховенском зале Большого театра прозвучит немецкая камерная вокальная лирика в исполнении артистов Молодежной оперной программы Большого театра.
«Музыка Шумана… затрагивает струны, которых еще не коснулись его великие предшественники. В ней мы находим отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека»,
– слова Чайковского, сказанные о фортепианном и симфоническом творчестве Шумана, в той же мере можно отнести и к его вокальной лирике.
Восприняв от Шуберта эмоциональную взволнованность, «дневниковую» исповедальность песенного жанра, он наполнил ее психологической остротой в передаче малейших оттенков душевного состояния своего «лирического героя», чуткостью воспроизведения поэтического слова; усилил взаимодействие голоса и фортепианной партии.
«Годом песен» стал для Шумана 1840 г. – признанный мастер, автор «Карнавала», «Крейслерианы» и Фантастических этюдов обрел, наконец, личное счастье, соединившись с давно и горячо любимой Кларой Вик.
Бурный прилив вдохновения реализовался в соединении поэзии и музыки.
В этот год Шуман пишет более ста тридцати песен, в том числе наиболее известные вокальные циклы и сборники – «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», «Мирты», «Круг песен» на слова Гейне (ор. 25) и Эйхендорфа (ор.39); интерес к вокальному творчеству не утихает в него и в дальнейшем.
«Однажды должен появиться тот, кто окажется призванным в идеальной форме выразить высшую сущность эпохи… И он появился, этот молодой побег, у колыбели которого стояли грации и герои. Его зовут Иоганнес Брамс»,
– так писал о двадцатилетнем композиторе Шуман в своей последней статье (1854).
Годом ранее скромный и еще никому не известный юноша появился на пороге дома Шуманов в Дюссельдорфе. Своей музыкой и фортепианной игрой он сразу очаровал Роберта и Клару.
Статья мэтра, творческий и жизненный путь которого вскоре трагически оборвались, была духовным напутствием Брамсу и одновременно внутренним завещанием самого Шумана: молодой композитор невольно ощущал себя его преемником.
В наибольшей степени эта преемственность отразилась в вокальной лирике – в ней Брамс развивает традиции жанра Lied, открытые Шуманом. К песенному творчеству Брамс обращался на протяжении всей жизни – от юношеских опусов (Шуман упоминает в статье песни среди других сочинений молодого автора) до «Четырех строгих напевов» ор.121, завершивших его композиторский путь.
В концерте прозвучат песни Иоганнеса Брамса разных лет, фрагменты вокальных циклов Шумана «Любовь поэта», «Мирты» и «Круг песен», а также широко известный драматический монолог Шумана «Два гренадера».
Выступят артисты Молодежной оперной программы Руслана Коваль, Екатерина Морозова, Василиса Бержанская, Павел Валужин, Константин Сучков, Годердзи Джанелидзе, Александр Рославец, Даниил Чесноков; а также выпускники МОП – солист оперной труппы Большого Богдан Волков и приглашенный солист Сергей Радченко.
Партию фортепиано исполнят Валерия Прокофьева и пианист-концертмейстер Молодежной оперной программы лауреат всероссийских и международных конкурсов Сергей Константинов.