17 марта 2024 года в Рахманиновском зале Московской консерватории ансамбль солистов «Студия новой музыки» представит программу «Искусство шумов» с лекцией композитора и музыковеда Федора Софронова.
Концерт откроет цикл «Манифесты», который пройдет с марта по ноябрь в Московской консерватории.
Начало ХХ века — время социальных катастроф и одновременно творческого и интеллектуального взрыва, когда люди мечтали о новом мире и совершенной культуре. Это эпоха технических изобретений и высоких скоростей, вдохновившая художников создать искусство, созвучное ее масштабу.
Звуки индустриального мира вошли в музыкальное пространство, положив начало футуризму. В СССР его представителями были Артур Лурье, Михаил Матюшин, Александр Мосолов, Владимир Дешевов. В Италии — Франческо Прателла и Луиджи Руссоло, сконструировавший шумовые инструменты интонарумори и написавший знаменитый манифест «Искусство шумов». Каждый из них прокладывал свои пути к искусству будущего.
Идеи того времени называли утопическими, но многие из них живы и сегодня. От футуристических экспериментов берут начало конкретная музыка, саунд-арт, нойз и поиски современных композиторов, как, например, в пьесе Александра Хубеева Intonarumori, которая также прозвучит в первой программе цикла.
Программа6
- Франческо Б. Прателла. Соната для альта и фортепиано (1921)
- Антонио Руссоло. «Колокола Сан-Марко» для органа (1914)
- Артур Лурье. «Синтезы» (1914, переложение для ансамбля Ф. Караева)
- Джозеф Холбрук. 4 футуристических танца для фортепиано (1914)
- Михаил Матюшин. Композиция в четвертях тона для скрипки и фортепиано (1923)
- Александр Мосолов. «Завод. Музыка машин» (1928, переложение для ансамбля Э. Денисова).
- Владимир Дешевов. «Рельсы» (1926, переложение для ансамбля В. Сойфера)
- Александр Хубеев. Intonarumori для ансамбля (2011)
Исполнители:
- Ансамбль солистов «Студия новой музыки». Дирижер — заслуженный артист РФ Игорь Дронов
- Солисты: Анна Бурчик (альт), Мона Хаба (орган, фортепиано), Наталия Черкасова (фортепиано).
О цикле «Манифесты»
Манифест есть форма инобытия искусства. Для чего художнику слова? Возможно, они необходимы в кризисные моменты, когда его интенция не может быть воспринята иначе. Первый манифест Нового времени принадлежит художнику-реалисту Гюставу Курбе (1855), который решительно порвал с академистами и считал, что «живопись может заключаться лишь в изображении реальных вещей».
Антиакадемические тенденции повлияли и на образование новых групп: например, передвижников и «Могучей кучки» в России. Но подлинный расцвет манифеста пришелся на ХХ век — время глобальных общественных и культурных трансформаций. В начале столетия на место инструментальных звуков пришел шум, а романтическую эстетику сменила простота площадного искусства.
Новые художественные формы несли с собой послевоенная пора, 1968 год и эпоха цифровой революции. Манифесты, сопровождавшие художественные новации, представляют особую область искусства ХХ века. Это попытка передать словами то, что может быть выражено только музыкальными средствами, это жест отчаяния, с одной стороны, и решимости — с другой.
Весенние концерты цикла пройдут 17 марта, 17 апреля и 17 мая.
Об ансамбле
В нынешнем сезоне «Студия новой музыки» отметила 30-летие. Основные направления одного из ведущих российских ансамблей современной музыки — интеграция российской музыки в мировой музыкальный контекст, а также исполнение, запись и исследование неизвестных авангардных сочинений ХХ века.
В репертуар Студии входит камерная и камерно-оркестровая музыка: от раннего русского авангарда и западного модернизма до сочинений, написанных в последние годы. Специально для ансамбля писали музыку композиторы Александр Вустин, Фарадж Караев, Юрий Каспаров, Игорь Кефалиди, Энно Поппе, Иван Феделе, Николаус Хубер, Жерар Циннстаг и другие.
Коллектив регулярно гастролирует как в России, так и за рубежом. Ансамбль выступал на ведущих мировых площадках, музицируя, в том числе, с Ensemble Modern, Шёнберг-ансамблем и Klangforum Wien; проводил мастер-классы в Оксфордском, Бостонском и Гарвардском университетах; стал первым российским ансамблем, приглашенным на Дармштадтские летние курсы новой музыки.
Пресс-служба “Студии новой музыки”