![Лаборатория Musica sacra nova открывается в Московской филармонии](https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2024/01/sacra-nova.jpg)
31 января 2024 года Московская филармония и Фонд Николая Каретникова открывают абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» в Камерном зале; в программе – малоизвестные и редко звучащие произведения отечественных и зарубежных композиторов XX–XXI веков в исполнении Île Thélème Ensemble.
Цикл концертов проходит в рамках параллельной программы проекта Musica sacra nova.
Абонемент «Лаборатория Musica sacra nova» в Камерном зале Московской филармонии объединяет четыре экспериментальные программы, расширяющие контекст отечественной «новой священной музыки».
Все они посвящены камерным сочинениям XX–XXI веков, за исключением одной, в которую вошли образцы духовной хоровой музыки a cappella с XI века до наших дней: «Опыты неисполненной музыки» (31 января), «Молитвы и гимны» (18 марта), «Cantiones Sacrae. Эволюция духовной музыки a cappella. Восток/Запад» (21 апреля), «Пророчества и символы» (14 мая).
В концертах принимают участие лучшие российские ансамбли новой музыки (Московский Ансамбль Современной Музыки и «Студия новой музыки»), а также недавно образованные коллективы – Île Thélème Ensemble и вокальный ансамбль Terminus.
Концерты абонемента «Лаборатория Musica sacra nova» проходят в рамках параллельной программы цикла Musica sacra nova, второй сезон которого стартует в Зале Чайковского 25 февраля.
Первый, посвященный духовной музыке из бывшего СССР, с большим успехом прошел год назад при участии вокального ансамбля Intrada, хора Государственной академической симфонической капеллы России, ансамбля Questa Musica и дирижеров Екатерины Антоненко, Валерия Полянского, Филиппа Чижевского.
В нынешнем сезоне тема Musica sacra nova – «От модерна к первому авангарду»: в центре внимания – период истории русского искусства, где впервые прослеживается выход в «новую сакральность».
Это и идеи русского космизма и мессианских синкретических поисков (Скрябин и постскрябинисты Обухов и Вышнеградский), и искания пионеров модерна в области «гипноза ритмо-форм» (Стравинский, Лурье), обращение к старинным русским распевам (Штейнберг) и приверженность экуменическим тенденциям (Гречанинов), символизм и христианские церковные песнопения (Ляпунов) и идеи синтеза искусств русского модерна (Черепнин), близкие не только отечественным авторам, но и таким ярчайшим представителям национальных культур, как Шимановский и Чюрлёнис, также являвшихся полноценными участниками российского культурного процесса.
Совместный проект Московской филармонии и Фонда Николая Каретникова, Musica sacra nova изучает творчество четырех поколений отечественных композиторов ХХ века, занимавшихся обновлением музыкального языка, с позиции нового религиозного искусства и вводит в культурный обиход редко звучащие произведения, а также сочинения, исполняющиеся впервые.
Пресс-служба Московской филармонии