Московская филармония третий сезон предлагает публике постичь самые дерзкие образцы современной музыки в цикле концертов-лекций под объединяющим названием “Вещь в себе”, как бы стремясь разорвать оболочку произведения и тем самым сделав его доступным и понятным.
На сей раз выбор пал на мультимедиа-оперу итальянца Фаусто Ромителли “Индекс металлов”, главные действующие лица которой — ансамбль солистов “Студия новой музыки” под руководством Игоря Дронова, сопрано Екатерина Кичигина и лектор – автор этого замысла Ярослав Тимофеев.
“Целью “Индекса металлов” является превращение светского жанра оперы в опыт тотального восприятия, погружающего зрителя в раскаленную материю, светящуюся и звучащую, в магму плывущих звуков, форм и цветов, ни о чём не повествующую, но гипнотизирующую, овладевающую и вводящую в транс”,
– утверждал автор.
Среди элементов, из которых состоит “Индекс металлов”, – тексты Жоржа Батая, отголоски музыки Pink Floyd, фрагменты финского техно, визуальные образы и многое другое.
В партитуре Ромителли есть моменты, когда она слишком сильно опирается на разрыв между старомодной риторикой жестов и изощренностью электроники. Будто бы в лаборатории произошла авария и множество пробирок с самыми разными звуками разбились, их содержимое перемешалось…
Пять “картин” произведения делятся на три галлюцинации. В первой девушка тонет в металлах, в третьей – из них восстает, причем появляется более или менее ясное ощущение мелодии. Лектор старается убедить аудиторию, что автор очень тактичен в своих звуковых проявлениях. Но когда певица берет в руки мегафон, у многих слушателей “сдают нервы”.
Но если заставить выйти себя из зоны комфорта, то приходит осознание того, что в подобном обращении к чувственному восприятию есть что-то истинное, хотя и далеко не всегда прекрасное в привычном понимании. И именно из этого диалога правды и красоты состоит жизнь.
Мария Бабалова, “РГ”