6 февраля 2020 в 19.00 в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится вечер, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Николаевича Сидельникова (1930-1992).
В концерте принимают участие солисты ансамбля «Студия новой музыки»: Екатерина Кичигина (сопрано), Ольга Галочкина (виолончель), Мона Хаба (фортепиано), Наталия Черкасова (фортепиано). Дирижёр – заслуженный артист России Игорь Дронов
В программе – произведения Николая Сидельникова: «Русские сказки», концерт для 12 солистов (1968), «Дуэли», концертная симфония для виолончели, контрабаса, двух фортепиано и ударных (1973), фрагменты вокального цикла «В стране осок и незабудок» на стихи В. Хлебникова (1979), фрагменты «Лабиринтов», романа-симфонии для фортепиано по мотивам древнегреческих мифов о Тесее (1991-92).
Композитор Николай Николаевич Сидельников – заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии имени М. И. Глинки, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
Имя Николая Сидельникова входит в золотой фонд отечественной музыкальной культуры второй половины XX века. Композитор оставил значительное музыкальное наследие, охватив практически все музыкальные жанры. В числе его произведений камерная, инструментальная, вокальная и хоровая музыка, симфонии, оратории, 3 оперы и балет.
Cидельников был автором музыки к нескольким театральным спектаклям, радио и теле-постановкам, и более, чем к 35-и кинокартинам, в том числе, к х/ф «Застава Ильича» (реж. М. Хуциев, 1965), «Три Толстяка» (реж. А. Баталов, 1966), «Нос» (реж. Р. Быков, 1977).
Наиболее важными в своём творчестве Сидельников считал глубинные связи с национальной культурой. Опираясь на традиции, заложенные М. И. Глинкой, М. П. Мусоргским, П. И. Чайковским, И. Ф. Стравинским, он создал свой, абсолютно уникальный стиль письма. Сочинения его программны, многие из них обращены к различным пластам русского фольклора, для некоторых произведений композитор брал за основу исторические события отечества, но также обращался к культурному достоянию и других народов, используя самые современные средства композиции.
Музыка Сидельникова невероятно узнаваема. Тематизм его сочинений – яркий, афористичный, рельефный. Уже в ранних опусах композитор использует лейтмотив-трихорд, который в последствии постепенно приобретает значение «маски автора», а в поздних сочинениях становится его своеобразной «визитной карточкой» (мотив-монограмма си-ре-ми – H-D-E – Си-(Н)-д-(D)-е-(Е)-льников).
Мир тем и образов, охваченных творчеством Сидельникова, – это целая вселенная – быстротечность времени, постижение тайн мироздания, жизни и смерти; неповторимость каждого прожитого мгновения; незащищённость красоты, одиночество. Поразительным в творческом портрете композитора является широчайший охват мира и культуры как некого единства. Сидельников писал: «Я не случайно обращаюсь к разным языкам, к творчеству разных народов. По мысли моего любимого философа Платона, истинно национальное является одновременно общечеловеческим, и поэтому мне хочется своими скромными силами доказать людям, что в наш тревожный век все-таки существует больше вещей, которые объединяют людей, чем разъединяют их».
В музыке Сидельникова преобладает полистилистика, где соединяются традиции русской духовной музыки, наследия русской и зарубежной классики, элементы джаза, рока, а также иные стилевые направления, в том числе, символизм, импрессионизм, футуризм, сюрреализм и постмодернизм.
Сочинения композитора исполняли выдающиеся музыканты и дирижеры современности – Н. Шаховская, М. Пекарский, В. Крайнев, Г. Кремер, Н. Габуния, С. Яковенко, Г. Рождественский, К. Кондрашин, Д. Кахидзе, В. Полянский, В. Чернушенко и другие. Его музыка с огромным успехом звучала в Европе, Азии и Америке.
На родине композитора, в Тверском музыкальном колледже им. М. П. Мусоргского ежегодно проводится областной Конкурс пианистов им. Н. Н. Сидельникова среди учащихся детских музыкальных школ и детских школ искусств.
Память своего Учителя почтили известные современные композиторы. Кирилл Уманский написал «Фантазию памяти Николая Сидельникова» для органа (1992). Ираида Юсупова посвятила Н. Н. Сидельникову сочинение «Роза ветров» для оркестра (1993). В 1996 г. Иван Соколов стал первым исполнителем последнего опуса Сидельникова – Романа-симфонии для фортепиано «Лабиринты» по мотивам древнегреческих мифов о Тесее, и с тех является одним из самых ярких интерпретаторов этого произведения. Ансамбль солистов «Студия новой музыки», основанный композитором Владимиром Тарнопольским и дирижером Игорем Дроновым, также исполняет сочинения Н. Н. Сидельникова.
Композитор, музыковед и философ Владимир Мартынов посвятил книгу «Конец времени композиторов» (2002) «Памяти моего Гуру Николая Николаевича Сидельникова»…
Татьяна Эсаулова