Представление балета «Дон Кихот», которое состоится 9 июля 2024 года, Большой посвящает народному артисту России Александру Копылову, дирижёру театра в 1963-2010 годах, отметившему 4 июня выдающийся юбилей: ему исполнилось 100 лет.
Тот самый случай, когда разгадать секрет долголетия не составляет особого труда. Это безраздельная преданность любимому делу и потрясающая работоспособность, которые обеспечили маэстро так же и беспримерное творческое долголетие: более полувека — точнее пятьдесят девять лет — провёл он за дирижёрским пультом. (До Большого были ещё Новосибирская филармония и Новосибирский театр оперы и балета).
Коллеги относились к нему с огромным пиететом — как к замечательному музыканту и очень совестливому и безупречно порядочному человеку. Этический «кодекс» Копылова, общепризнанно, стал ещё одним ключом к разгадке его жизнелюбия и жизнестойкости.
«А. А. Копылов — превосходный музыкант, вооружённый всеми необходимыми первоначальными элементами дирижёрского мастерства: превосходным слухом, безупречным ритмом, быстрой ориентировкой в музыкальном материале, независимо от стиля и эпохи.
Взмах его ясен и убедителен. А за этим следует многое другое, что, может быть, не сразу бросается в глаза, но что, по моему глубокому убеждению, представляет большую ценность.
Первое — это высокое этическое начало. Как глубоко заблуждаются те, кто считает, что этика — это не главнейшая черта в творческом портрете художника! И каким ярким положительным примером является в этом смысле Александр Александрович Копылов!»
— такую характеристику дал своему коллеге знаменитый дирижёр Большого театра народный артист СССР Борис Хайкин.
Большой театр поздравил 100-летнего дирижера Александра Копылова с юбилеем
Маэстро Копылов — потомственный музыкант и потомственный Александр Александрович. Такие же имя и отчество были и у его отца и деда. Но если те всем остальным инструментам предпочли скрипку, то выбор Александра Копылова-третьего отличался самостоятельностью: он стал учиться игре на фаготе.
И с младых ногтей почувствовал вкус к дирижированию. Именно в качестве дирижёра хотелось ему связать свою жизнь с музыкальным театром, который и без того с самого детства уже был её неотъемлемой частью, поскольку в театрах служил отец.
Александр Копылов добровольцем ушёл на фронт, был связистом, но не переставая заниматься музыкой и на войне, в результате, обратил на себя внимание высокого командования и был переведён в Образцовый оркестр Закавказского фронта. После демобилизации поступил в Ереванскую консерваторию, где учился у выдающегося дирижёра и педагога Константина Сараджева.
Приглашение в Большой «грянуло», как гром среди ясного неба. Успешный дирижёр Новосибирского театра с почти десятилетним стажем даже не сразу поверил тому, что услышал в телефонной трубке. Ему в качестве второго дирижёра предлагалось присоединиться к выезжающим на гастроли в США балету и оркестру Большого театра. Музыкальным руководителем гастролей был человек-легенда Юрий Файер.
Может быть, именно потому, что служба в Большом началась у Александра Копылова с балетных гастролей и под руководством легендарного балетного дирижёра, именно балет и стал главным делом его жизни. Дирижировал он и операми, и симфонической музыкой, но балеты составляют абсолютное большинство — свыше шестидесяти постановок! — в его репертуаре.
Среди хранящихся в музее Большого театра документов, которые относятся к жизни и творчеству маэстро, обращают на себя внимание постоянные благодарности за то, что он или срочно подменил кого-то из коллег, кто отбыл на гастроли, или продирижировал рекордным количеством спектаклей за месяц, или, например, взял на себя труд отрепетировать «Дон Кихот» Минкуса со студенческим оркестром Московской консерватории, который под его чутким руководством и выступил прекрасно на спектакле в Большом театре.
В 2011 году журнал «Балет» подвёл итог блистательной карьере Александра Александровича Копылова, наградив его своим призом «Душа танца» вкупе с титулом «Рыцарь балета». Так оно было и есть, он — самый настоящий рыцарь танца и вкладывал в него всю свою душу.